О подписании устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставлении печати на нем в хозяйственном обществе и унитарном предприятии

В связи с отсутствием единства мнений по поводу необходимости подписания устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставления печати на нем в хозяйственном обществе или унитарном предприятии попытаемся показать свою точку зрения по данному вопросу.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) устав юридического лица утверждается собственником имущества (учредителями, участниками).

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон N 2020-XII) при создании хозяйственного общества учредители на учредительном собрании утверждают устав хозяйственного общества. Аналогичная по содержанию норма содержится и в абзаце 4 пункта 6 статьи 113 ГК в отношении унитарных предприятий.

Исходя из изложенного и ГК, и Закон N 2020-XII указывают на то, что при создании как хозяйственных обществ, так и унитарных предприятий учредители (собственники имущества) утверждают устав. То же самое установлено и в отношении внесения изменений и (или) дополнений в устав. Однако о необходимости подписания самого устава (изменений и (или) дополнений) и проставления печати на нем упоминания в указанных нормативных правовых актах нет.

По теме:  Алгоритм внесения изменений в коллективный договор в связи с изменением существенных условий труда

Обратимся к Положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 N 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Положение о регистрации), которое определяет порядок обращения за государственной регистрацией при создании хозяйственного общества или унитарного предприятия, а также при внесении изменений и (или) дополнений в их уставы.

В соответствии с абзацем 3 части 1 пункта 14 Положения о регистрации для государственной регистрации хозяйственного общества или унитарного предприятия помимо прочих документов в регистрирующий орган должен представляться устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf). Для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы хозяйственных обществ или унитарных предприятий, помимо прочих документов в регистрирующий орган представляются изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу, без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате .doc или .rtf). По желанию заявителя устав может быть представлен в новой редакции (абзац 3 части 1 пункта 16 Положения о регистрации). Исходя из этого Положение о регистрации не содержит обязательного требования по подписанию устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) кем-либо (учредителями, участниками, собственником имущества, исполнительным органом, советом директоров (наблюдательным советом) и т.д.) и проставлению печати на нем. Более того, неподписание кем-либо устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) и непроставление печати на нем не являются основанием для неосуществления его государственной регистрации, что напрямую вытекает из нормы пункта 24 Положения о регистрации, поскольку уполномоченный сотрудник регистрирующего органа может не осуществить государственную регистрацию хозяйственного общества или унитарного предприятия, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, только в случае:

  • непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных Положением о регистрации;
  • оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
  • представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
По теме:  О предварительном согласовании места размещения земельного участка

Таким образом, анализ норм ГК, Закона N 2020-XII и Положения о регистрации показывает, что указанные нормативные правовые акты напрямую не устанавливают обязанности подписывать устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) и проставлять печать на нем, а только указывают, что устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) подлежит утверждению со стороны учредителей (участников, собственника имущества).

Вместе с тем обратимся к нормам законодательства, регулирующего порядок ведения делопроизводства и оформления документов в организациях.

Так, согласно части 2 пункта 52 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 N 4 (далее — Инструкция), утверждение является одним из способов удостоверения документа после его подписания. Документ, подлежащий утверждению, приобретает юридическую силу только с момента его утверждения.

По теме:  Новое в закупках при строительстве

Как указывалось ранее, устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него) подлежит утверждению со стороны учредителей (участников, собственника имущества). Более того, устав входит в примерный перечень документов, подлежащих утверждению, в соответствии с приложением 3 к Инструкции.

Исходя из буквального толкования указанной нормы Инструкции устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него), перед тем как он будет утвержден, должен быть подписан. Более того, следует обратить внимание на то, что в соответствии с абзацем 24 подпункта 3.1 пункта 3 Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь от 21.12.2004 N 69 (далее — СТБ 6.38-2004), реквизит «Подпись» входит в состав реквизитов, используемых при оформлении документов.

По теме:  Два проступка в один день... Приказ на увольнение?

Однако действующее законодательство не дает указания на то, кем должен подписываться устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него). Полагаем, что с практической точки зрения лицо (лица), уполномоченное на подписание устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него), может быть определено самим уставом либо решением учредителей (участников, собственника имущества). Данный вывод косвенно подтверждает анализ нормы части 2 пункта 57 Инструкции.

Что касается проставления печати на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в него), то здесь отметим, что согласно абзацу 28 подпункта 3.1 пункта 3 СТБ 6.38-2004 реквизит «Печать» также используется при оформлении документов. При этом в соответствии с частями 2, 5 пункта 62 Инструкции реквизит «Печать» ставится на документах, требующих особого удостоверения их подлинности.

По теме:  Вносим изменения в контракты в связи с повышением пенсионного возраста

Перечень документов, на которых проставляется печать, определяется организацией на основании законодательства Республики Беларусь. Проставление печати необходимо на подлинниках документов и их копиях, в том числе факсимильных, удостоверяющих права, свободы и (или) законные интересы граждан, права и обязанности юридических лиц, санкционирующих расходование денежных средств и материальных ценностей.

Однако в настоящее время в белорусском законодательстве нет единого нормативного правового акта, который бы определял перечень документов, на которых проставление печати необходимо. Соответственно, полагаем, любая организация вправе самостоятельно определить в своем локальном нормативном правовом акте перечень таких документов, на которых следует в обязательном порядке проставлять печать.

Следует отметить, что согласно части 7 пункта 51 Методических указаний по практическому применению Государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденных приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 16.09.2005 N 41 (далее — Методические указания), печать ставится на документах, требующих особого удостоверения, перечень которых предусматривается нормативными правовыми актами (договорах, трудовых книжках, дипломах, финансовых документах и др.), во всех случаях удостоверения прав физических и юридических лиц, а также на уставах (положениях) организаций, доверенностях, удостоверениях и др.

По теме:  Неденежный вклад в уставный фонд хозяйственного общества

Таким образом, в законодательстве отсутствует прямое указание на то, что на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в устав) хозяйственного общества или унитарного предприятия обязательно проставление печати организации. Хотя, учитывая в совокупности нормы частей 2, 5 пункта 62 Инструкции и положения части 7 пункта 51 Методических указаний, полагаем, что ее проставление на уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в устав) было бы целесообразным.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что с позиции законодательства о делопроизводстве устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него), как и любой другой документ, подлежащий утверждению, должен быть подписан, хотя Инструкция и не содержит указания на то, кто все-таки должен подписывать устав (изменения и (или) дополнения, вносимые в него). С другой стороны, ГК, Закон N 2020-XII и Положение о регистрации не требуют наличия чьей-либо подписи в уставе (изменениях и (или) дополнениях, вносимых в него). Отсутствие такой подписи в уставе не является препятствием для регистрации как самого хозяйственного общества или унитарного предприятия, так и изменений и (или) дополнений, вносимых в устав. Соответственно вопрос о подписании / неподписании устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) и проставлении печати на нем в целях государственной регистрации хозяйственного общества или унитарного предприятия или государственной регистрации устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в него) остается на усмотрении самого хозяйственного общества или унитарного предприятия.

По теме:  О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (часть 1)
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... В связи с рассматриваемыми отношениями еще раз необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что член совета директоров (наблюдательного совета) не выполняет трудовую функцию в обществе, т.е. не работает в данном юридическом лице на основе трудового договора (контракта). Не заключается с членом совета директоров (наблюдательного совета) и договор гражданско-правового характера. Данное лицо осуществляет свои функции на основе так называемого третьего вида правоотношений, а именно корпоративных отношений на посессионной основе. В силу указанной основы предполагается выплата вознаграждения члену совета директоров (наблюдательного совета) не за соответствующий календарный период, например ежемесячно, а лишь на время исполнения им своих обязанностей. Вознаграждение выплачивается именно за прибытие на заседание совета директоров (наблюдательного совета) и за участие в работе указанного органа. Таким образом, решением общего собрания участников на основе устава конкретного акционерног...
Возмещение убытков, связанных с содержанием общежития Наиболее часто у организаций, в ведении которых находятся общежития либо жилые помещения в общежитиях государственного жилищного фонда, возникает проблема возмещения убытков, связанных с содержанием общежития. Вправе ли организация, в ведении которой находится общежитие, возложить обязанность по возмещению убытков на граждан, проживающих в общежитии? Из каких источников можно эти убытки погашать? В настоящей статье рассмотрим порядок возмещения убытков, связанных с содержанием общежитий. Порядок возмещения убытков, связанных с содержанием общежития и не возмещаемых платежами проживающих в нем граждан, определен Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 N 269 "Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - Положение об общежитиях). Напомни...
Рассчитываем трудовой отпуск работнице после выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет... В нашей стране все работники имеют право на трудовые и социальные отпуска. Это право гарантировано статьей 43 Конституции Республики Беларусь и статьей 149 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). Согласно части первой статьи 150 ТК под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК. Трудовой отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника (часть первая статьи 153 ТК). Социальные отпуска предоставляются работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей (часть первая статьи 183 ТК). Кадровые службы нанимателей в своей практической деятельности часто сталкиваются с ситуацией, когда работница, выйдя из социального отпуска...
Неденежный вклад в уставный фонд хозяйственного общества 1. Что представляет собой неденежный вклад в уставный фонд общества. Законодатель разграничивает две категории вкладов учредителей (участников) хозяйственных обществ: денежный и неденежный. Ко второй группе вкладов относятся вещи, в том числе ценные бумаги, имущественные либо иные отчуждаемые права. При этом в качестве неденежного вклада в уставный фонд общества может быть внесено лишь имущество (имущественные или иные права), стоимость которого можно оценить (ч. 1 ст. 29 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон N 2020-XII). Вносимое в качестве неденежного вклада в уставный фонд хозяйственного общества имущество должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ч. 2 ст. 29 Закона N 2020-XII). Необходимо иметь в виду, что вносимый вклад учредителя (участника) общества в уставный фонд становится собственностью самого общества (абз. 2 ч. 2 ст. 1, абз. 2 ч....