О предварительном согласовании места размещения земельного участка

На начальной стадии процесса изъятия и предоставления земельного участка для строительства и обслуживания капитального строения (здания, сооружения) согласно части первой подпункта 11.1 пункта 11 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 N 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее — Указ), осуществляется предварительное согласование места размещения земельного участка для строительства объекта (за исключением случаев, когда предварительное согласование места размещения земельного участка в соответствии с Положением не требуется).

По результатам предварительного согласования места размещения земельного участка оформляется акт выбора места размещения земельного участка (далее — акт выбора) по форме, установленной Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь (приложение к постановлению Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 08.02.2008 N 11 «Об утверждении формы акта выбора места размещения земельного участка»), который утверждается председателем районного (городского) исполнительного комитета.

Утвержденный в установленном порядке акт выбора является основанием для проведения проектно-изыскательских работ.

В акте выбора в соответствии с частью первой пункта 20 Положения должен указываться срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации — архитектурного проекта или утверждаемой части строительного проекта (далее — генеральный план объекта строительства), который не может превышать двух лет со дня его утверждения.

По теме:  Мнение: несвоевременное выставление электронного счета-фактуры не может являться основанием гражданско-правовой ответственности

Из буквального толкования указанной нормы следует, что срок направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства исчисляется с момента утверждения председателем районного (городского) исполнительного комитета акта выбора.

Вместе с тем часть четвертая пункта 19 Положения устанавливает императивное предписание о направлении акта выбора, утвержденного в установленном порядке председателем районного (городского) исполнительного комитета, вместе с материалами предварительного согласования места размещения земельного участка на согласование председателю областного исполнительного комитета, если принятие решения об изъятии и предоставлении земельного участка входит в компетенцию областного исполнительного комитета. Срок для такого направления и согласования составляет 7 рабочих дней.

Кроме того, в соответствии с частью третьей подпункта 2.3 пункта 2 Указа решения об изъятии и предоставлении земельных участков из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) принимаются областными исполнительными комитетами только при условии согласования с Президентом Республики Беларусь места размещения таких земельных участков, за исключением изъятия и предоставления земельных участков:

  • для строительства и обслуживания подземных линейных сооружений и объектов, связанных с их строительством и обслуживанием, осуществляемых в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений;
  • реконструкции линейных сооружений, включая железные и автомобильные дороги, и строительства объектов, связанных с их реконструкцией, осуществляемых в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений;
  • обустройства эксплуатационных скважин в целях добычи углеводородного сырья и объектов, связанных с их обслуживанием;
  • строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах свободных экономических зон;
  • строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также благоустройства прилегающей к ним территории в населенных пунктах, которым придан статус города-спутника, при наличии утвержденных в установленном порядке генеральных планов таких населенных пунктов;
  • расширения на высоту древесно-кустарниковой растительности (насаждений) просек воздушных линий электропередачи в каждую сторону от крайних проводов;
  • иных целей, определенных Президентом Республики Беларусь.
По теме:  Комментарии к требованиям законодательства о проведении государственной экспертизы

При этом для согласования места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь необходимо поочередно направить копию акта выбора с приложением копии земельно-кадастрового плана (части плана) с границами выбранного земельного участка в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь или Министерство лесного хозяйства Республики Беларусь (в зависимости от категории изымаемых земель), в комитет государственного контроля области, помощнику Президента Республики Беларусь — главному инспектору по области для получения заключения о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка.

Указанное заключение должно быть дано соответствующими государственными органами и должностными лицами в течение 5 рабочих дней.

Полученные заключения и материалы согласования в течение 3 рабочих дней направляются областным исполнительным комитетом в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь для дачи заключения о возможности (отсутствии возможности) изъятия и предоставления земельного участка (абзац четвертый части пятой пункта 19 Положения).

По теме:  Бухгалтеру об исполнительном производстве: что изменится

Таким образом, в случае соблюдения всеми государственными органами установленного срока до направления материалов предварительного согласования в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь проходит не менее 26 календарных дней без учета времени, затрачиваемого на пересылку корреспонденции.

В отношении земельных участков, о возможности изъятия и предоставления которых даны положительные заключения, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, как правило, не чаще одного раза в месяц готовит проект соответствующего распоряжения Президента Республики Беларусь и выносит его на рассмотрение Главы государства.

Таким образом, в связи с осуществлением всех необходимых процедур согласования, а зачастую и с затягиванием сроков такого согласования, с момента утверждения председателем районного (городского) исполнительного комитета акта выбора до издания соответствующего акта Главы государства проходит значительный промежуток времени.

В случае если Президентом Республики Беларусь не согласовано место размещения земельного участка, изымаемого из сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, лесных земель лесного фонда (лесов первой группы) для целей, не связанных с назначением этих земель, заинтересованному лицу будет отказано в его предоставлении.

По теме:  Сравнительный анализ правовых форм взаимодействия с инвесторами в Республике Беларусь и странах единого экономического пространства (часть 2)

Второй экземпляр акта выбора согласно части пятой пункта 20 Положения в течение 3 рабочих дней после утверждения (согласования при необходимости этого акта с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь), то есть после соблюдения установленной процедуры, направляется заинтересованному лицу для выполнения в установленном порядке проектно-изыскательских работ (подготовки проектной документации).

Следовательно, заинтересованное лицо может приступить к проведению проектно-изыскательских работ только после согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь.

Поскольку часть первая пункта 20 Положения не содержит уточнения, предусмотренного частью пятой пункта 20 Положения (т.е. с момента согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь), зачастую на практике возникают вопросы: с какой даты исчисляется срок для направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства, когда следует обратиться в районный (городской) исполнительный комитет за его продлением?

По теме:  Новое в закупках при строительстве

Данная проблема связана также с тем, что в соответствии с частью третьей пункта 24 Положения акт выбора утрачивает силу, если заинтересованное лицо до истечения указанного в нем срока не направило в организацию по землеустройству генеральный план объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями либо не обратилось в местный исполнительный комитет с заявлением о его продлении.

В связи с этим определение даты, с которой исчисляется срок для разработки и направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, является также важным аспектом в деятельности районного (городского) исполнительного комитета.

Резюмируя вышеизложенное, полагаем, что для устранения возможности двоякого толкования нормы, закрепленной в части первой пункта 20 Положения, и формирования единообразной правоприменительной практики необходимо устранить недостатки, о которых шла речь в настоящей статье, посредством внесения соответствующих изменений в Положение. Считаем целесообразным внести дополнение в часть первую пункта 20 Положения, конкретизировав, что срок для направления в организацию по землеустройству генерального плана объекта строительства не может превышать двух лет со дня утверждения акта выбора (согласования при необходимости акта выбора с председателем областного исполнительного комитета или места размещения земельного участка с Президентом Республики Беларусь).

О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... Рассматривая категорию сделок с заинтересованностью аффилированных лиц хозяйственного общества, а именно сделки между хозяйственным обществом и юридическими лицами, членами органов управления которых являются аффилированные лица хозяйственного общества или в которых аффилированное лицо (лица) занимает должность в органах управления, прежде всего необходимо отметить, что организация, т.е. система органов, является одной из важнейших характеризующих черт юридического лица по праву Республики Беларусь. Однако не все юридические лица, подъюрисдикционные белорусскому праву, обладают органами управления. Так, полные и коммандитные товарищества указанных органов не имеют. Следовательно, сделки хозяйственного общества с подобными лицами не образуют анализируемую нами категорию сделок с заинтересованностью аффилированного лица хозяйственного общества. Применительно же к сделкам хозяйственного общества со всеми остальными юридическими лицами возможность наличия рассматриваемой категории сдело...
О доходе аффилированного лица в рамках сделки хозяйственного общества с юридическим лицом, в котором аффилированное лицо является членом органа управления или занимает должность в органах управления (... В связи с рассматриваемыми отношениями еще раз необходимо подчеркнуть то обстоятельство, что член совета директоров (наблюдательного совета) не выполняет трудовую функцию в обществе, т.е. не работает в данном юридическом лице на основе трудового договора (контракта). Не заключается с членом совета директоров (наблюдательного совета) и договор гражданско-правового характера. Данное лицо осуществляет свои функции на основе так называемого третьего вида правоотношений, а именно корпоративных отношений на посессионной основе. В силу указанной основы предполагается выплата вознаграждения члену совета директоров (наблюдательного совета) не за соответствующий календарный период, например ежемесячно, а лишь на время исполнения им своих обязанностей. Вознаграждение выплачивается именно за прибытие на заседание совета директоров (наблюдательного совета) и за участие в работе указанного органа. Таким образом, решением общего собрания участников на основе устава конкретного акционерног...
Возмещение убытков, связанных с содержанием общежития Наиболее часто у организаций, в ведении которых находятся общежития либо жилые помещения в общежитиях государственного жилищного фонда, возникает проблема возмещения убытков, связанных с содержанием общежития. Вправе ли организация, в ведении которой находится общежитие, возложить обязанность по возмещению убытков на граждан, проживающих в общежитии? Из каких источников можно эти убытки погашать? В настоящей статье рассмотрим порядок возмещения убытков, связанных с содержанием общежитий. Порядок возмещения убытков, связанных с содержанием общежития и не возмещаемых платежами проживающих в нем граждан, определен Положением об общежитиях, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2013 N 269 "Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (далее - Положение об общежитиях). Напомни...
О подписании устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставлении печати на нем в хозяйственном обществе и унитарном предприятии... В связи с отсутствием единства мнений по поводу необходимости подписания устава (изменений и (или) дополнений, вносимых в устав) и проставления печати на нем в хозяйственном обществе или унитарном предприятии попытаемся показать свою точку зрения по данному вопросу. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) устав юридического лица утверждается собственником имущества (учредителями, участниками). Согласно абзацу 3 части 1 статьи 12 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон N 2020-XII) при создании хозяйственного общества учредители на учредительном собрании утверждают устав хозяйственного общества. Аналогичная по содержанию норма содержится и в абзаце 4 пункта 6 статьи 113 ГК в отношении унитарных предприятий. Исходя из изложенного и ГК, и Закон N 2020-XII указывают на то, что при создании как хозяйственных обществ, так и унитарных предприятий учредители (собственники имущ...
Рассчитываем трудовой отпуск работнице после выхода из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет... В нашей стране все работники имеют право на трудовые и социальные отпуска. Это право гарантировано статьей 43 Конституции Республики Беларусь и статьей 149 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК). Согласно части первой статьи 150 ТК под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы в случаях, предусмотренных ТК. Трудовой отпуск предназначен для отдыха и восстановления работоспособности, укрепления здоровья и иных личных потребностей работника (часть первая статьи 153 ТК). Социальные отпуска предоставляются работникам в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей (часть первая статьи 183 ТК). Кадровые службы нанимателей в своей практической деятельности часто сталкиваются с ситуацией, когда работница, выйдя из социального отпуска...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика