Методология планирования. Принципы планирования

Чтобы осуществлять процесс планирования на должном уровне, необходимо владеть методологией планирования.

Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.

Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она развивается, совершенствуется вместе со всей экономической наукой.

Основой методологии планирования выступает системный подход, согласно которому каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы. С этих позиций должна использоваться и методология планирования в ходе разработки планов.

По теме:  Планирование цены

Решение любых проблем управления, а, следовательно, и планирования, имеет определенную логику – упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы планирования, а также определение исходного пункта, от которого начинается движение и на который должен опираться весь процесс планирования.

Логика планирования определяет процесс планирования.

Этапы процесса планирования

  1. Определение и формулирование цели или системы целей (исходный пункт логики планирования)
  2. Анализ исходного уровня объекта и формирование конечной ситуации
  3. Поиск альтернатив
  4. Оценка и выбор наилучшей альтернативы
  5. Выбор и оформление лучшего решения

Принципы планирования

Планирование опирается на определенные закономерности, получившие название принципов. Принципы – отправные основополагающие понятия, определяющие задачи, направления и характер разработки планов, а также проверки их выполнения. Правильное их применение создает предпосылки для эффективной работы, уменьшает возможность появления отрицательных результатов.

По теме:  Содержание категории «планирование»

Впервые принципы планирования были сформулированы еще А.Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р. Акофф дополнил их пятым принципом – участия.

Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели. Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.

Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.

По теме:  Планирование социального развития предприятия

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности»), которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.

Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости – специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.

По теме:  Прогнозирование и планирование как наука

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили и, так называемые, общеклассические принципы:

  • комплексность
  • оптимальность
  • динамичность
  • эффективность
  • стабильность

Все они достаточно подробно рассмотрены в специальной литературе и изучались в экономических дисциплинах.

Внутрифирменное планирование Внутрифирменное планирование – составление планов компании (различных по срокам исполнения, методам и сути), определяющих цели работы, прогноз дальнейшего развития, практику и стратегию. Также внутрифирменное планирование можно охарактеризовать как комплекс связанных между собой решений, направленных на достижение определенных целей (повышения прибыли, улучшения конкурентоспособности и так далее). История внутрифирменного планирования С появлением электронных машин в бизнесе и активной индустриализации экономика бизнеса постепенно усложнялась. Появилась нужда в качественном прогнозировании будущей работы, применении сложных математических методов. При этом еще до начала 20-го века предприниматели больше работали интуитивно, без проведения сколь либо качественного анализа. В 30-40-е годы начался период массового производства, когда проявились первые проявления внутрифирменного планирования. Каких-либо плановых служб еще нет, но подобные задачи со стороны руководства уже ставятс...
Планирование и организация сельскохозяйственного производства На каждом этапе развития общества производство сельскохозяйственной продукции было и остается первичной основой жизни и в этом смысле основой любого материального производства. Оно удовлетворяет постоянно растущие потребности в продуктах питания, промышленность — в сырье для производства продовольственных товаров широкого потребления. Продукция сельского хозяйства и промышленные товары, изготовленные из нее, составляют около, 75 процентов розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли. То есть, в сельском хозяйстве производится почти три четверти товаров народного потребления и около трети национального дохода, поэтому от темпов развития аграрного сектора зависят темпы развития экономики государства. По своей природе сельское хозяйство является многогранным производством. Элементы, которые его формируют, органично и организационно взаимодействуют в определенном сочетании отраслей, в определенной отраслевой структуре. Отрасль — это часть сельскохозяйственного пр...
Методы планирования Реализация принципов в планировании осуществляется посредством использования разнообразных методов. ⚡ Методы планирования ⚡ – основной инструмент плановиков. Современная теория и практика располагают богатым инструментарием, позволяющим решать широкий круг вопросов. Многие методы хорошо известны и применяются не только в планировании. Часть методов формализована и доведена до уровня экономико-математических моделей, другие имеют слабое описание. Все эти методы могут применяться отдельно и в комплексе. Практики могут все их и не знать, но желательно все же иметь о них представление, знать их сущность, возможности применения. Основные методы планирования балансовый опытно-статистический нормативный экономико-математический Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчета. Балансовый метод – характеризуется установлением материально-вещественных и стоимостных пропорций в показателях. Обычно применяется в ви...
Что такое планирование? ⚡ Планирование ⚡ – важнейшая составная часть современной экономической науки, исследующей проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью максимального удовлетворения материальных потребностей общества и достижения целей предприятия. Как экономическую категорию ⚡ планирование ⚡ можно рассматривать с экономической и управленческой точек зрения. С экономической точки зрения – это способ определения пропорций совместной деятельности, наряду с рыночным механизмом. Но если на рынке главным регулятором выступает закон стоимости, т.е. цена, определяющая выгодность производства, способы, объем, то на уровне отдельного предприятия ценовой механизм вытеснен сознательными действиями и авторитарными решениями предпринимателей и менеджеров. Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений, в соответствии с которой участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга су...
Применение маркетинговых исследований в бизнес-планировании Маркетинговое исследование для проекта начинается с определения задачи, для решения которой необходима информация. На подготовительном этапе, предшествующем запуску производства и началу продаж, существует две общие задачи - стадии инновационного проекта: генерация и отбор рыночной идеи формирование рыночного предложения На этапе генерации и селекции идей новых товаров используется информация, основанная на результатах маркетинговых исследований. Здесь важно: степень удовлетворения потребностей потенциальных покупателей, емкость рынка, условия конкуренции, действующая ценовая политика и многое другое. На стадии бизнес-планирования формируется концепция нового товара или услуги. Здесь работа ведется для определения существующих решений данной проблемы на рынке, и на основе этого для выявления необходимых функциональных характеристик нового продукта. Создается модель продукта, максимально удовлетворяющая требования потребителей. Для того чтобы этот этап прошел максимал...