Организация аудиторской деятельности в РБ

Аудитор — физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж  работы  по   соответствующей специальности не менее трёх лет, а также отвечающее квалификационным требованиям,  установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор  имеет  право  заниматься  аудиторской  деятельностью:

  1. в качестве  аудитора — индивидуального  предпринимателя
  2. в качестве работника аудиторской организации

Виды аудита:

  1. Аудит достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности
  2. правильности отражения  операций по счетам бухгалтерского учёта
  3. целевого использования кредитов и инвестиций
  4. финансового  состояния  инвестора  (инициатора  инвестиционного проекта)
  5. финансового состояния эмитента ценных бумаг
  6. иных показателей  финансовой  и  хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя  в   случаях, предусмотренных законодательством

Наряду с аудитом могут оказываться сопутствующие услуги, причём, независимо от проведения самого аудита.

Виды сопутствующих аудиту услуг по:

  1. составлению бухгалтерской (финансовой) отчётности
  2. определению состава  и  оценке  стоимости  предприятия при заключении договора продажи предприятия либо совершении иных сделок, связанных  с установлением, изменением или прекращением вещных прав, а также по оценке стоимости иного имущества
  3. оценке предприятий как имущественных комплексов
  4. документальному  подтверждению  факта  формирования уставного фонда, а в случаях, определённых законодательством, по подтверждению в  установленном  порядке происхождения денежных средств учредителей (участников) страховой    (перестраховочной) организации   при формировании её уставного фонда
  5. постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета
  6. составлению деклараций о доходах и имуществе
  7. анализу финансовой и хозяйственной деятельности
  8. консультированию по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения
  9. управленческому  консультированию,  в  том  числе  связанному с реструктуризацией организаций
  10. информационному обслуживанию организаций и (или) индивидуальных предпринимателей
  11. автоматизации  бухгалтерского  учёта и внедрению информационных технологий
  12. оценке предпринимательских рисков
  13. разработке  и  анализу  инвестиционных проектов, составлению бизнес-планов
  14. проведению маркетинговых исследований
  15. обучению  специалистов  в  областях,  связанных  с  аудиторской деятельностью, в порядке, установленном законодательством
По теме:  Некоторые аспекты использования аудита эффективности и системы ключевых национальных показателей в странах СНГ

Аттестация  на  право  получения  квалификационного аттестата аудитора — проверка знаний физических лиц, претендующих на получение такого аттестата аудитора, в форме квалификационных экзаменов. Лица, успешно сдавшие квалификационные экзамены, получают квалификационный аттестат аудитора.

Обязательными  требованиями к физическим лицам, претендующим на получение квалификационного аттестата аудитора, являются:

  1. наличие  документов  о высшем экономическом и (или) юридическом образовании,  полученных  в учреждениях высшего образования, имеющих государственную аккредитацию
  2. наличие стажа работы  по  специальности, соответствующей экономическому или юридическому образованию, не менее трёх лет

Аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая  деятельность  по  проведению  аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Требования к аудиторской организации:

  1. В  штате  аудиторской организации должно состоять не менее трёх аудиторов.
  2. Не менее 50 процентов работников аудиторской организации должны составлять  граждане  Республики  Беларусь, постоянно проживающие на территории  Республики  Беларусь,  а  в  случае,  если руководителем аудиторской  организации  является иностранный гражданин, — не менее 75 процентов.
  3. Руководителем аудиторской  организации  может  быть только аудитор.
  4. Право на осуществление  аудиторской  деятельности   имеют аудиторские организации и аудиторы — индивидуальные предприниматели, имеющие  лицензию  на  осуществление  такой  деятельности,  выданную Министерством  финансов Республики Беларусь.
  5. Аудиторским организациям и  аудиторам  —   индивидуальным предпринимателям запрещается занятие другими видами предпринимательской  деятельности,  кроме  аудиторской деятельности, оказания  сопутствующих  аудиту  услуг,  преподавательской и научной деятельности.
По теме:  О проблемах правового статуса государственной собственности и формировании системы государственного финансового контроля и государственного аудита

Аудиторы  и аудиторские организации, получившие лицензию на осуществление аудиторской деятельности включаются в   Государственный  реестр  аудиторов и аудиторских организаций.

Аудит не может проводиться:

  1. аудиторами, являющимися  учредителями  (участниками, собственниками имущества)  аудируемых  лиц,  их   руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и  составление  бухгалтерской (финансовой) отчётности
  2. аудиторами,  состоящими  в  близком  родстве  или  свойстве с учредителями (участниками, собственниками имущества) аудируемых лиц
  3. аудиторскими    организациями  и аудиторами,   оказывавшими аудируемому  лицу  услуги  по восстановлению, ведению бухгалтерского учёта, за период восстановления, ведения бухгалтерского учёта

Особенности составления договора на оказание аудиторских услуг

По  договору оказания аудиторских услуг аудиторская организация или  аудитор  —  индивидуальный  предприниматель  с  одной   стороны (исполнитель) обязуются оказать аудиторские услуги (провести аудит и (или)  выполнить  сопутствующие  аудиту  услуги)  по  заданию другой стороны (заказчика), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

По теме:  Банковский аудит

Заказчиками  могут  выступать  аудируемые  лица  и  иные лица в соответствии с законодательством.

Договор  оказания  аудиторских  услуг  заключается  в   простой письменной форме и включает следующие существенные условия:

  1. предмет договора
  2. сроки выполнения аудиторских услуг
  3. стоимость оказываемых аудиторских услуг
  4. права и обязанности сторон
  5. ответственность    сторон  за  неисполнение  или   ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором
  6. иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Аудиторские  организации,  аудиторы,  лица,  привлекаемые ими к проведению  аудита,  в  соответствии  с  законодательством   обязаны хранить  тайну  о  хозяйственных  операциях  аудируемых  лиц  и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Республиканские органы государственного  управления, осуществляющие  регулирование аудиторской деятельности, и иные лица, получившие  в  соответствии  с законодательством доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

По теме:  Государственный аудит и эффективность государства

Государственное регулирование аудиторской деятельности

Министерство финансов Республики Беларусь – основной государственный орган  в области регулирования аудиторской деятельности. МФ осуществляет следующие функции в области регулирования аудиторской деятельности:

  1. разрабатывает методологию аудита
  2. принимает  нормативные  правовые  акты  в области осуществления аудиторской деятельности
  3. устанавливает  республиканские правила аудиторской деятельности (кроме аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях)
  4. проводит аттестацию аудиторов
  5. осуществляет в пределах  своей  компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности
  6. осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными  предпринимателями   порядка осуществления аудиторской деятельности
  7. ведёт Государственный  реестр аудиторов  и  аудиторских организаций в установленном им порядке
Банковский аудит Банковский аудит представляет собой проверку состояния фи­нансово-хозяйственной деятельности банка. Основная цель банков­ского аудита состоит в получении заключения о финансовом положении проверяемого банка, его доходности, ликвидности, степени риска банковских операций. Аудиторское заключение пуб­ликуется вместе с годовым отчетом, официальным балансом, счетом прибылей и убытков. Практически во всех странах банки подверга­ются проверке независимыми аудиторами. Эта проверка включает в себя, как правило, два вида проверки: проверяется правильное составление отчетов в соответствии с национальными законами, нормативными актами и положениями осуществляется более тщательная ревизия и анализ коммер­ческих и индивидуальных сделок с целью обеспечения того, чтобы финансовые отчеты отражали реальное и текущее состояние дел банка и результаты его операций Цель аудиторской проверки банка состоит не в предупреждении финансового банкротства, а прежде всего в оценке финансовых отчетов. При ...
Некоторые аспекты использования аудита эффективности и системы ключевых национальных показателей в странах СНГ... Актуальность проблематики контроля эффективности на основе ключевых показателей развития определяется потребностью общества в объективной, независимой оценке формирования и использования государством своих ресурсов. В условиях постиндустриального общества важнейшим становится оценка адекватности системы и механизма принятия и осуществления органами исполнительной власти управленческих решений, связанных с выполнением ими функций государства, умением сосредоточить наличные ресурсы на тех задачах, которые оно может и должно решать. Причем государство, используя материальные и нематериальные ресурсы, может быть и эффективным, и нет, что является следствием проводимой социально-экономической политики. Чтобы иметь реальную, объективную оценку проводимой политики с точки зрения потенциала развития той или иной страны, качества жизни ее населения и каждого человека в отдельности, необходима разработка системы ключевых показателей экономического, социального, культурного развития государства и...
О проблемах правового статуса государственной собственности и формировании системы государственного финансового контроля и государственного аудита... Начавшийся глобальный экономический кризис затронул и еще затронет все сферы экономической жизни мира в целом и России в частности. Экономисты и юристы долго будут обсуждать причины возникновения кризиса, но одной из очевидных причин является неэффективное использование государственных средств и государственной собственности. Государство, выполняя конституционную обязанность обеспечить защиту прав и интересов граждан России, должно принять все необходимые меры с тем, чтобы данная функция государства выполнялась с максимальной эффективностью. В такой ситуации особую значимость приобретает государственный финансовый контроль, который является особым видом управления делами государства и общества. Необходимость финансового контроля обусловлена самой жизнью. В своей работе «Конституционные основы формирования государственного финансового контроля в Российской Федерации (федеральной системы ГФК)»" кандидат юридических наук Кириков Е.П. делает интересный вывод о том, что в эпоху господ...
Государственный аудит и эффективность государства Открытость, прозрачность и подотчетность органов государства обществу - один из эффективных способов получения властью кредита доверия граждан. Вот почему для России весьма актуально исследование института независимого внешнего аудита как одного из специальных механизмов обеспечения легитимности власти, подтверждения законности ее действий и - в конечном счете - повышения эффективности государства и его национальной экономики. В России еще сохраняется дефинитивная размытость между понятиями «аудит» и «контроль» Это отзвук того периода, когда у нас агентом контроля выступал сначала царский двор, а затем партийная верхушка. Контрольный орган, по определению, подчинялся исполнительной власти, а его деятельность сводилась к бухгалтерской сверке. Концептуально это не внешний, независимый аудит. В демократическом государстве - и в России ситуация складывается именно таким образом - контроль делегирован гражданами через избранный ими парламент специальному, оговоренному в Конституции орган...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика