Закон РБ “О бухгалтерском учёте и отчётности”

Методологическое обеспечение бухгалтерского учёта представляет собой совокупность нормативных актов, регламентирующих его организацию на макро- и микро — уровнях, т.е. в рамках государства и отдельных организаций. Основным документом является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности», в котором определены  правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта, установлены требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчётности. Закон регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учёта и отчётности в Республике Беларусь.

Закон «О бухгалтерском учёте и отчётности» (№ 42-З от 25 июня 2001 г.), принят Палатой представителей 16 мая 2001 года, одобрен Советом Республики 8 июня 2001 года и введен в действие с 1 января 2002 года. Закон состоит из 18 статей. В Законе закреплена обязательность ведения бухгалтерского учёта во всех организациях независимо от подчиненности и форм собственности.

По теме:  Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских балансов и отчётов

Действие настоящего закона распространяется на:

  • юридические лица, зарегистрированные на территории РБ
  • филиалы и представительства, в том числе иностранных организаций
  • хозяйственные группы
  • простые товарищества
  • государственные органы
  • индивидуальных предпринимателей

В качестве объектов, подлежащих учёту, указываются конкретные средства (активы) и их источники (пассивы), составляющие имущество организаций.

В последующих статьях Закона:

  • даны основные понятия, применяемые в данном Законе (аналитический учет, бухгалтерская отчётность, бухгалтерский учёт, имущество, обязательства, план счетов, синтетический учёт, типовой план счетов, учётная политика, хозяйственная деятельность, хозяйственная операция)
  • определены общие вопросы государственного регулирования и организации учёта, права и обязанности лиц, отвечающих за его ведение
  • уделено внимание вопросу учётной политике организации
  • изложены основные требования к ведению бухгалтерского учёта
  • рассмотрен порядок документирования и регистрации хозяйственных операций и проведения инвентаризаций
  • изложены состав, принципы составления, порядок представления, публикации и хранения отчётности
  • раскрыта оценка имущества и обязательств
  • уделено внимание ответственности за нарушение законодательства РБ о бухгалтерском учёте и отчётности
По теме:  Бухгалтерская обработка документов

Отдельные стороны его ведения затрагиваются и в других законодательных актах – налоговом законодательстве, указах Президента, постановлениях Правительства и т.д.

Порядок составления, представления и утверждения бухгалтерских балансов и отчётов Методическое руководство отчётностью в Республике Беларусь осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает и утверждает формы бухгалтерской отчётности, обязательные к применению всеми организациями республики. Организация должна составлять бухгалтерскую отчётность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчётного года, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчётность являются промежуточными. В соответствии с Приказом МФ РБ от 20.01.2000г. № 23  «О годовой бухгалтерской отчётности юридических лиц» утверждены типовые формы годовой бухгалтерской отчётности юридических лиц (кроме бюджетных учреждений, страховых организаций и банков) и порядок их заполнения. Годовая бухгалтерская отчётность включает следующие составляющие: Бухгалтерский баланс – форма № 1 Отчёт о прибылях и убытках – форма № 2 Отчёт о движении фондов и других средств – форма № 3 Отчёт о движении денежных сред...
Бухгалтерская обработка документов Учетная обработка документов в бухгалтерии осуществляется следующим образом. Поступившие в бухгалтерию документы должны быть всесторонне проверены с трех позиций: по форме, т.е. в отношении правильности и полноты заполнения реквизитов. Эта проверка заключается в выяснении бухгалтером подлинности подписей лиц, составивших документ; установлении наличия всех требуемых в форме документа реквизитов, выявлении подчисток и не оговоренных или неправильно сделанных исправлений и т.д. по существу, т.е. выяснить соответствие хозяйственных операций в документе действующему законодательству (законность и хозяйственную целесообразность). Например, при проверке авансового отчета по командировке надо знать порядок и нормы оплаты суточных, расходов по найму жилья, проезда и т.д. по арифметической проверке, т.е. проверить правильность подсчетов, выведения итогов, вычисленных процентов Неправильно или неполно составленные документы возвращаются для выяснения, дополнительного оформления или...