Важность делового этикета

Вы уже наверняка уже не раз задумывались, почему два человека, совершенно равных по способностям и уму, могут в разной степени преуспевать в бизнесе. Один, кажется, с легкостью хватает звезды с не­бес, ни в чем себе не отказывает, прекрасный руководитель, смог построить чудесные отношения с партнерами и коллек­тивом. Другой же — совсем наоборот: отношения со всеми натянутые, руководитель никудышный, коллектив постоянно штормит, да и прибыли особой нет.

В чем же секрет успешного бизнеса? Где же тот «золотой ключик», открывающий перед каждым новые возможности?

Не всегда можно добиться хороших результатов одним ста­ранием и дотошностью. И в нашем случае с двумя коллегами счастливчик овладел всевозможными правилами поведения на работе, в то время как неудачливый трудяга не имеет ни ма­лейшего понятия о деловом этикете, Этот набор простейших правил очень часто упускается из виду, а ведь стоит задуматься прежде всего о своём поведении и, возможно, изменить его, усовершенствовать себя, улучшить психологический кли­мат в коллективе и приблизить успех. Что же это такое — «деловой этикет»?

Само слово «этикет» впервые ввели в обиход при дворе Людо­вика XIV — того самого, которому легенда приписывает изречение: «Государство — это я». На королевских приемах гостям вручали карточки («этикетки») с правилами поведения, и от на­звания карточки пошло слово «этикет». При дворе монарха пра­вила поведения назвали «этикетом», но с течением времени это слово стало иметь более широкий смысл. Понятие распространи­лось на деловые, политические, культурный и семейные отношения, поскольку люди не могут существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений.

Правилами хорошего тона может овладеть каждый, уме­ние вести себя в обществе не является врожденным, хотя, конечно, семейное воспитание в этом смысле имеет большое значение. Профессор Гарвардского университета Артур Шле­зингер-младший в научной, дискуссии по проблемам этикета на протяжении американской истории отмечал что Эндрю Джексон (избран на президентский пост в 1828 году) был пер­вым американским президентом-неаристократом. Он был сы­ном бедного эмигранта шотландско-ирландского происхожде­ния, но благодаря своим природным способностям поднялся на вершину власти. Совершенствуя свои манеры по мере продвижения наверх, он достиг такого успеха, что, по выражению Шлезингера, «вызывал восхищение и друзей, и врагов своей воспитанностью и изысканными манерами».

Если хорошие манеры усвоены почти до автоматизма, это облетает жизнь домашнюю и деловую. Люди, мечтающие стать руководителями, должны разбираться не только во всех нюансах своего дела, но и знать правила поведения в обществе, в сфере бизнеса, если они хотят достичь успеха. Им надо на­учиться правильно одеваться, уметь соответствующим образом вести себя в различных ситуациях, связанных с выбранной ими сферой жизни и деятельности, излагать свои мысли кратко, точно выбирая слова.

По теме:  Как расположить к себе людей??

Всем нам знакомы бизнесмены, не умеющие правильно гово­рить, подбирать одежду, нарушающие все правила этикета (ес­ли они вообще знают о существовании таких правил). Но это делает их жизнь нелегкой. Нужно действительно обладать большим деловым или профессиональным талантом, чтобы компенсировать этим грубость и невежливость. Руководители высшего ранга, которым приходится терпеть нужного работни­ка с такими недостатками, чувствуют себя неуютно в его обще­стве и довольно часто такого человека заменяют другим, кото­рый лучше соответствует требованиям дела.

Деловой этикет — не второстепенная а весьма сущест­венная характеристика делового мира, который можно пред­ставить в виде следующих составных частей: личность дело­вого человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.

По теме:  Как приветствовать и другие простые правила, которые нужно знать

Естественно то, что личность делового человека — ключевая фигура В ее характеристике нужно учитывать образование, опыт, энергию готовность идти на риск, расчет нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отно­шения — это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, довери­тельности, взаимной выгоны и т. п

Одно из условий успеха в бизнесе — это создание в глазах потенциального партнера имиджа уверенного в себе челове­ка, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими по­ступками недоумений и пренебрежительной улыбки.

Наряду со всеми этими характеристиками делового мира деловой этикет — специфическая культура деловых отноше­ний. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и суборди­нацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к де­ловому общению, манеры поведения, стиль письма, телефон­ных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство к манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику конкуренции.

По теме:  Не лёгкая доля начальника

Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но всё-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверями Лондонской биржи вы­бито в мраморе: «Мое слово — закон» и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру. Русские купцы, торговавшиеся на Нижегородской ярмарке, заключали сдел­ки под честное слово. И честное слово купца первой гильдии было крепче, чем любой вексель, обеспеченный золотыми червонцами, Нарушивший это слово мог заниматься любой де­ятельностью, кроме коммерческой, — в кредите доверия ему было отказано навсегда…

Деловой этикет — это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «дур­ных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить, слукавить. Серь­езный бизнесмен скорее понесёт убыток, нежели нарушит де­ловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить её удается не всегда.

По теме:  6 способов прекратить разговор, не обидев собеседника

Важная часть делового этикета — речевой этикет. Он предполагает следование культурным нормам языка, умение использовать речевые правила приветствия, прощания, пред­ставления, умение формулировать свои мысли в виде сужде­ний, тезисов, проблем, спорных положений, знание канонов красноречия, умение использовать речевые и риторические фигуры и приемы. Культурные нормы: речевого этикета так же предполагают упорядоченность благодарности, пожелания, извинения, просьбы, приглашения, совета. Содержание деловой беседы кроме обсуждения конкретных практических вопросов предполагает умение в корректной форме выразить утешение, соболезнование, а также сформулировать компли­мент, одобрение, несогласие.

Нужно помнить, что многое зависит от того впечатления, которое обычно производит деловой человек и способствует его дальнейшей деятельности и успеху или наоборот. Как грубость и неумение себя вести повсюду затворяют перед со­бою двери и отталкивают людей, так хорошие манеры имеют силу таинственных слов из одной из сказок «Тысячи и одной ночи»: «Сезам, откройся».

Можно ли исправить положение, если собеседование прошло не совсем удачно? Возможно. В практике рекрутинга и кадрового консал­тинга существует несколько простых приёмов, которые могут исправить некоторые погрешности интервью. Например, вы­ражения благодарности или телефонный звонок работодате­лю могут помочь кандидату ещё раз обратить внимание на свои сильные стороны, имеющийся опыт или разъяснить воз­можные возникшие недоразумения. Однако даже самые лю­безные выражения признательности за приглашение на собе­седование не смогут загладить допущенных во время него во­пиющих ошибок. Барбара Пэчтер, основатель и пре­зидент «Pachter and Associates», компании по деловому этике­ту из Нью-Джерси рассказывает: «Я слышала историю об одной женщине, проходящей собе­седование. Всё шло хорошо, но тут зазвонил её мо­бильный телефон. Она взяла трубку и начала кричать на своих детей, которые звонили ей по телефону. Она ругала их всё больше и больше, а затем повернулась к работодателю и ска­зала «О, мои дети никогда не будут отрывать меня от работы». Она не получила этой р...
Как приветствовать и другие простые правила, которые нужно знать Если заходите в офис, сколько бы времени ни рассчитыва­ли там пробыть, вы должны соблюдать следующее правило: здоровается входящий, а тот, кто уже находится в комнате, ему отвечает. Исключение может быть сделано для очень больших учреждений, где здороваются, только войдя в опре­деленный служебный кабинет. Рукопожатие: первой руку протягивает женщина, стар­ший, начальник. Это означает, что более важная особа, поздоровавшись, берет на себя инициативу решить, уместна ли здесь следующая стадия приветствия. Часто случается, то некоторые чересчур импульсивные люди забывают это ос­новное правило. Пожимая руку, вы входите в физический контакт с колле­гой, партнёром или лицом которому вас только что предста­вили. Это может произвести неизгладимое впечатление на собеседника. Чересчур сильное или, наоборот, слабое рукопо­жатие, потные или слишком сухие руки не принесут прият­ных ощущений. Даже такая мелочь, как эта, требует особого внимания. Прежде чем пожать руку, следует снять головной...
Основы телефонного этикета Значение телефона для предпринимательской деятельнос­ти трудно переоценить — более простого средства для обще­ния удалённых друг от друга людей пока не придумано, а те­лексы, телетайпы, факсы, электронная пота лишь дополня­ют его. При его эффективном использовании он становится важнейшим компонентом имиджа фирмы. Именно от при­ёма, который будет оказан потенциальному партнёру на другом конце провода, от того, как сложится предварительный разговор, во многом зависит, не станет ли он последним. Уме­ние сотрудников фирмы вести телефонные переговоры в ко­нечном счёте определяет её репутацию (как в мире бизнеса, так и среди широких кругов потребителей), а также размах её деловых операций. Секретарь, отвечая на телефонный звонок, не должка го­ворить: «Офис Элис Джонс». Нужно сказать «Офис, мисс Джонс». Как бы она ни называла своего шефа, она не должна отвечать незнакомому человеку, например, так: «Боба сейчас нет. Я попрошу его позвонить вам». Даже если она обычно называет его по имени, о...
Незаконный телефонный разговор Структура олигополистического рынка определяет возникновение сильных по­будительных мотивов его субъектов к сговору, направленному на снижение объемов производства, повышение цен и увеличение прибыли. Прекрасно осоз­навал потенциальную неэффективность рыночного регулирования великий эко­номист Адам Смит, который в классическом труде «Богатство народов» писал: Люди, занятые в одной и той же отрасли торговли, редко появляются вме­сте на публике. Но они пользуются любой возможностью тайной встречи или некоторым образом отвлекают внимание публики, чтобы договорить­ся о повышении цен. В качестве современного примера, подтверждающего наблюдение Адама Смита, мы приводим отрывок из телефонного разговора президентов авиакомпаний American Airlines и Braniff Airways Роберта Крэндалла и Говарда Путнама, опубликованного в газете «The New York Times» 24 февраля 1983 года: КРЭНДАЛЛ: О Господи, да это же чертовски глупо! Пока мы сидим здесь и «околачиваем ... груши», ни один из нас не заработал даж...
Как избежать конфликта? Не секрет, что деловая жизнь связана со сложными, быстро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызыва­ет значительную вероятность возникновения различных кон­фликтов — межличностных и межгрупповых. Для достижения делового успеха важно предвидеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать, как из них выходить. Если избежать конфликта всё же не удалось, нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешать возни­кающие проблемы. Как этого достичь? Здесь уже недостаточно знания лишь правил этикета. Ис­полнение этих правил должно увязываться с тонким психоло­гическим анализом ситуации, учётом возможного поведения коллег в конфликтной ситуации. Так, у людей существует раз­личный уровень агрессивности, который наглядно проявляется в конфликтных ситуациях и который нужно учитывать для их предотвращения. В конфликтных ситуациях с такими людьми нужно со­блюдать особую осторожность, избегать любых провоцирую­щих и демонстративных действий. В состоянии утомлен...