Особенности рынка ценных бумаг в России

Рынок ценных бумаг в России стал расширяться после 1992 г. в связи с ускоренной приватизацией и созданием акционерных обществ. В 1992—1995 гг. российский фондовый рынок напоминал «дикие» биржи, не регулируемые государством и пра­вом. Не случайно в тот период наибольшее развитие получил вир­туальный финансовый рынок с его наиболее отрицательными чер­тами. Так, с криминальными намерениями создавались такие акционерные общества, которые вообще не опирались на реаль­ный производственный капитал, создающий новую стоимость. Они базировались на так называемой «пирамиде доходов», кото­рая увеличивалась при поступлении денег от вновь прибыва­ющих покупателей «акций». Получалось так, что «дивиденды» первоначальным инвесторам выплачивались из денег, собранных с последующих «акционеров». Основатели таких финансовых пи­рамид (печально известных лжеакционерных обществ «МММ», «Русский дом «Селенга»» и др.) собрали 2 трлн руб., а возвратили вкладчикам только 3 млрд руб. Под давлением движения «ограб­ленных вкладчиков» на организаторов «пирамид» были заведены уголовные дела.

По теме:  Теорема Коуза

Характерной особенностью российского рынка ценных бумаг являлось то, что для их покупки многие инвесторы широко ис­пользовали не собственные деньги, а кредиты банков и государ­ственные бюджетные средства, предназначенные для совершен­но иных целей.

Во второй половине 1990-х гг. господствующее положение на российском фондовом рынке заняла купля-продажа государствен­ных ценных бумаг—государственных краткосрочных обязательств (ГКО) и облигаций федерального займа (ОФЗ). В 1997 г. из общей суммы оборота по всем видам фондовых ценностей (100%) на долю государственных ценных бумаг пришлось 96%, а удельный вес акций и облигаций акционерных обществ, предприятий и организаций составил лишь 1%.

Все указанные особенности российского фондового рынка свидетельствовали о совершенно ненормальном его состоянии. К тому же очень быстрый рост величины капитала от продажи бир­жевых ценностей (с 2 трлн руб. в 1993 г. до 292 трлн руб. в 1995 г.) происходил при непрерывном падении отечественного товарного производства. Такой разрыв между увеличением виртуального и уменьшением реального капиталов был чреват финансовыми по­трясениями в стране, что, как известно, и произошло в 1998 г.

По теме:  Биткоин Криптокалипсис. Что будет с пузырем?

Итак, после изучения доходов от движимой собственности пе­рейдем к изучению конкретных видов доходов от недвижимой собственности.

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика