Конспект экономиста:)

Меню

Ценовая эластичность спроса для алкогольных напитков

нет комментариев

Как потребление алкогольных напитков реагирует на изменение их цены? В течение многих десятилетий обычно на этот вопрос отвечали: «Не очень сильно». К сожалению, однако, оценки ценовой эластичности спроса на алкогольные напитки весьма далеки от реальности. Проблема состоит в том, что цены на эти напитки, как правило, недостаточно резко изменяются для того, чтобы можно было точно оценить эффект от этих изменений.

При тщательном изучении этой проблемы Филипп Кук использовал некоторые новые данные и пришел к выводу, что ценовая эластичность спроса на алкогольные напитки намного выше, чем мы предполагаем.

Его метод состоял в изучении изменения потребления алкогольных напитков в ответ на изменения их государственного налогообложения. Из 48 смежных штатов 30 лицензировали и облагали налогами частную продажу алкогольных напитков. Периодически большинство из этих штатов увеличивали номинальные налоги на алкогольные напитки, чтобы компенсировать результаты инфляции. Реальная величина налога на алкогольные напитки устанавливалась на более высоком уровне сразу после каждого повышения налогов и затем теряла значение в течение нескольких последующих лет, когда прожиточный минимум увеличивался. Поскольку на отдельных этапах уровень налогов остается стабильным, необходимость обеспечения их реальной величины постоянно приводит к изменению цен. Эту информацию мы используем при оценках изменения объема закупок алкогольных напитков в ответ на изменения цен на них.

Поданным, приведенным в книге Кука, за 1960—1975 гг. налоги на алкогольные напитки повышались 39 раз. В 30 из этих 39 случаев потребление алкогольных напитков снижалось в год, следующий за увеличением налогов. Оценка ценовой эластичности спроса Кука была равна -1,8, что существенно выше оценки, указываемой в прежних исследованиях.

Интерпретация Куком его открытий весьма интересна для исследования факторов, определяющих ценовую эластичность спроса. Один фактор касается рынка алкогольных напитков. Как отмечает Кук, алкоголики, хотя и являются небольшой частью всего населения, составляют большинство потребителей спиртного. Этот факт заставляет многих людей считать, что потребление алкогольных напитков не должно реагировать на изменения цен. К тому же алкоголики обычно убеждены, что они пьют в основном по привычке, а не потому, что это доступно им по цене.

Рассмотрим эту ситуацию с другой точки зрения. Аналитики всегда считали, что для алкоголиков эффект замещения будет небольшим. Но даже если эффект замещения для них был бы нулевым, следует рассмотреть и эффект дохода. Доля в бюджете алкоголика, приходящаяся на спиртные напитки, составляет значительную часть по двум причинам:

  • Во-первых, люди, относящиеся к этой категории, покупают большое количество алкогольных напитков.
  • Во-вторых, что, однако, менее очевидно, их доход значительно ниже среднего.

Многие люди, злоупотребляющие спиртным, с трудом удерживаются на постоянной работе и часто не могут продуктивно работать. В результате эффект дохода при существенном повышении цены на алкогольные напитки заставляет многих из них употреблять меньшее количество этих напитков. В поддержку такой интерпретации Кук приводит свои данные, согласно которым количество заболеваний циррозом печени резко уменьшается в годы, следующие за значительным увеличением цен на алкогольные напитки. Это именно та болезнь, которая возникаете основном у людей, длительное время злоупотреблявших алкогольными напитками, и клиническая практика показывает, что сокращение потребления этих напитков либо задержит, либо предотвратит отнесение лиц, злоупотребляющих алкоголем, к категории хронических неизлечимых алкоголиков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)