Масштаб производства. Виды эффектов роста масштабов производства

Если издержки и объёмы производства на предприятии изменяются согласно определённой пропорции, то можно говорить о действии эффекта масштаба производства (масштаб производства — это упрощённо объём производства).

Существует 3-и вида эффектов от изменения масштабов производства:

  1. Положительный эффект от роста масштабов производства — когда темп (скорость) роста издержек не превышает темп роста производства.Положительный эффект на крупных фирмах складывается под влиянием следующих факторов:
    • фирмам получает экономию на масштабе производства — с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
    • экономия на специализации — специализированный труд всегда более высокопроизводительный, чем не квалифицированный. Поэтому крупные фирмы за счёт роста объёмов производства экономят на издержках.
    • крупные фирмы экономят на финансах, т.к. могут получить кредит в банке под меньший процент, чем мелкие фирмы.
    • крупные фирмы экономят на капитале, поскольку могут закупить технологическое оборудование по меньшей цене,чем мелкие фирмы.
    • экономия на маркетинге и рекламе. При росте объёмов производства расходы на маркетинг и рекламу как правило не увеличиваются.
    • крупные фирмы собирают отходы производства и производят из них дополнительную продукцию, получая при этом дополнительный доход.
  2. Отрицательный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста издержек превышает темп роста производства.Факторы влияющие на появление отрицательного эффекта от роста масштабов производства:
    • на крупных фирмах усложняются производственные отношения, т.к. на них действуют профсоюзы, которые вносят помехи в деятельность администрации предприятия.
    • на крупных предприятиях управленческие решения запаздывают,деформируются или вообще не исполняются, в связи с чем — снижается управленческая эффективность.
    • на крупных предприятиях увеличиваются издержки на сбыт продукции, т.к. они вынуждены производить свою продукцию в других регионах и странах. Для успешной продажи продукции они создают дилерскую сеть, филиалы, цеха, склады и т.д., что приводит к дополнительным расходам.
  3. Постоянный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста объёмов производства соответствует темпу роста издержек.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (оцени первым)
Эффект масштаба производства в экономике Масштаб производства Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства. Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее...
Товарное хозяйство ⚡ Товарное производство ⚡ — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству прису­щи следующие основные черты: Это хозяйство является открытой системой организацион­но-экономических отношений. Здесь работники создают полез­ные продукты не для собственного потребления, а для продажи. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производ­ственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. Произв...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика