Масштаб производства. Виды эффектов роста масштабов производства

Если издержки и объёмы производства на предприятии изменяются согласно определённой пропорции, то можно говорить о действии эффекта масштаба производства (масштаб производства — это упрощённо объём производства).

Существует 3-и вида эффектов от изменения масштабов производства:

  1. Положительный эффект от роста масштабов производства — когда темп (скорость) роста издержек не превышает темп роста производства.Положительный эффект на крупных фирмах складывается под влиянием следующих факторов:
    • фирмам получает экономию на масштабе производства — с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.
    • экономия на специализации — специализированный труд всегда более высокопроизводительный, чем не квалифицированный. Поэтому крупные фирмы за счёт роста объёмов производства экономят на издержках.
    • крупные фирмы экономят на финансах, т.к. могут получить кредит в банке под меньший процент, чем мелкие фирмы.
    • крупные фирмы экономят на капитале, поскольку могут закупить технологическое оборудование по меньшей цене,чем мелкие фирмы.
    • экономия на маркетинге и рекламе. При росте объёмов производства расходы на маркетинг и рекламу как правило не увеличиваются.
    • крупные фирмы собирают отходы производства и производят из них дополнительную продукцию, получая при этом дополнительный доход.
  2. Отрицательный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста издержек превышает темп роста производства.Факторы влияющие на появление отрицательного эффекта от роста масштабов производства:
    • на крупных фирмах усложняются производственные отношения, т.к. на них действуют профсоюзы, которые вносят помехи в деятельность администрации предприятия.
    • на крупных предприятиях управленческие решения запаздывают,деформируются или вообще не исполняются, в связи с чем — снижается управленческая эффективность.
    • на крупных предприятиях увеличиваются издержки на сбыт продукции, т.к. они вынуждены производить свою продукцию в других регионах и странах. Для успешной продажи продукции они создают дилерскую сеть, филиалы, цеха, склады и т.д., что приводит к дополнительным расходам.
  3. Постоянный эффект от роста масштабов производства — когда темп роста объёмов производства соответствует темпу роста издержек.
По теме:  Сущность и классификация факторов производства
Эффект масштаба производства в экономике Масштаб производства Количество переменных ресурсов фирмы определяет верхнюю границу ее выработки в краткосрочном периоде, или масштаб производства, так как прирост объема может быть осуществлен лишь за счет изменения переменных ресурсов. Для долгосрочного периода верхней границы производства не существует, так как может быть изменен масштаб производства. Под масштабом понимается размер фирмы, измеренный объемом выпуска. Чем больше используется факторов производства, тем производство крупнее. Крупному производству присущ ряд преимуществ: доступно массовое производство более доступно использование научно-технического прогресса обеспечивается прочность и устойчивость положения на рынке доступна экономия труда через экономию на масштабах производства Однако преимущества крупной фирмы — еще не гарантия постоянного повышения ее доходов и прибыли. Дело в том, что каждая фирма имеет пределы своего роста, обусловленные размерами деятельности. Эффект масштаба производст...
Товарное хозяйство ⚡ Товарное производство ⚡ — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству прису­щи следующие основные черты: Это хозяйство является открытой системой организацион­но-экономических отношений. Здесь работники создают полез­ные продукты не для собственного потребления, а для продажи. Весь поток новых вещей выходит за пределы каждой производ­ственной единицы и устремляется на рынок для удовлетворения спроса покупателей. Производство товаров основано на разделении труда. Его развитие зависит от того, насколько углубляется специализация (обособление) работников, предприятий на выпуске отдельных видов продуктов или частей сложных изделий. Такое явление объективно вызывается техническим прогрессом, который в свою очередь получает большой толчок при разделении труда. Нераз­рывная связь товарного производства с разделением труда, а ста­ло быть, с прогрессом техники — одно из его несомненных пре­имуществ по сравнению с нату...
Способы производства изделий из пластика Различные виды современных пластмасс могут обладать совершенно разными физическими свойствами, поэтому для производства готовых изделий из них применяется несколько различных технологий. При этом для одинаковых типов изделий может быть применено несколько способов. Оптимальный способ изготовления нужно выбирать исходя из назначения изделия и предполагаемых объемов производства. Рассмотрим основные современные технологии подробнее. Экструзия. Это выдавливание горячей пластиковой массы через форму-профиль при помощи специальных устройств - экструдеров. Чаще всего этим способов изготавливают профильные изделия – пластиковые трубы, ленты и другие длинномерные предметы. Экструзия с раздувом. Горячая пластичная масса, пройдя через головку экструдера, попадает в форму и раздувается под относительно небольшим давлением (обычно до 0,5 МПа) Это основной способ производства различных пластиковых емкостей и упаковок: пластиковые бутылки, банки, канистры. Вакуумная формовка. Для произв...
Группировка по отраслям и секторам Для учета результатов функ­ционирования экономики в СНС применяется группировка по отрас­лям и секторам. Отрасли включают всех производителей однородных продуктов и услуг и могут быть классифицированы следующим образом: производящие товары и рыночные услуги производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений произво­дящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией выделяются следующие элементы: во-первых, не­финансовые предприятия — это субъекты, основной функцией кото­рых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг во-вторых, финансовые учреждения — институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения) в-третьих, гос...