Чистая монополия. Виды и черты

⚡ Чистая монополия ⚡ — ситуация когда на рынке работает единственный производитель или продавец продукции у которой нет близких аналогов.

Примерами монополий в РБ могут быть — МТЗ, МАЗ, Атлант, Белаз.

В городах существуют специфические монополии — существующие в единственном числе молокозаводы, мясозаводы и хлебозаводы.

Пресс-служба Министерства экономики сообщает, что в Беларуси по состоянию на 1 января 2011 года насчитывалось 738 организаций – монополистов, в том числе 185 — республиканского и 535 — местного уровней.

Характерные черты деятельности чистых монополий

  1. Чистая монополия завышает цены, назначая монопольно высокую цену и получая монопольно высокую прибыль.
  2. Чистый монополист выбирает для себя оптимальное соотношение между объёмами производимой продукции и ценами.
  3. Поскольку у продукции монополиста нет близких аналогов и у покупателей нет выбора, приходится либо отказаться от товара вообще или покупать по завышенной цене.
  4. Продукция чистого монополиста обычно не рекламируется, поскольку единственный в своём роде товар не нуждается в ней. Монополия экономит на издержках связных с рекламой.
  5. Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
  6. В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения  в отрасль других предприятий.
  7. При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.
По теме:  Монополия корпорации Microsoft

Виды чистых монополий

  1. Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.
  2. Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
    Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля,  «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.
  3. Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.
  4. Закрытые монополии — образуются когда правительство одним компаниям разрешает данный вид деятельности, а другим запрещает.Пример: предприятия военно-промышленного комплекса, фармацевтическая промышленность.

    Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:

    • Необходимость получения патентов.
    • Необходимость получения лицензий.
    • Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.

    Примеры нечестной конкуренции:

    • распространение лживой информации о конкурентах
    • недобросовестная критика товаров конкурентов
    • лживая реклама
    • давление на поставщиков и банки
  5. Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.Пример: французская фирма «Dupont» была первой кто стал производить полиэтиленовую плёнку, искусственную плёнку и непромокаемую ткань. «Texas Instruments» — впервые произвела электронные часы и микрокалькуляторы.
  6. Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
  7. Технологические монополии — образуются в связи с особенностями применяемой технологии, к примеру городские телефоны.
По теме:  Упразднение монополией свободной конкуренции и государственно-монополистическое регулирование

Мартин Лютер в памфлете «О торговле и лихоимстве«,  напечатанном в 1524 году, так охарактеризовал средневековых монополистов:

«Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над творениями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви».

Монополия на землю. Экономическая сущность земельной ренты Ограниченность земли объясняет существование монополии на землю. Различают два вида монополии на землю: Монополия на землю, как на объект хозяйствования Как и другие факторы производства земля требует издержек и приносит своему владельцу доход. За пользование землёй собственник земли взимает особый вид платы - ренту. Земельная рента - это плата за право пользования земельным участком.Взяв земельный участок в аренду, арендатор получает право прилагать к земельному участку капитал. Никто другой кроме него этим правом не обладает. Монополия на землю, как на объект хозяйствования, действует в течении всего срока аренды. Так как земельные участки обладает качественной не однородностью и разным месторасположением, то владельцы средних и лучших участков могут получать дополнительную прибыль. Источником этой прибыли является не труд, а качественные характеристики земли. Прибыль взимаемая арендатором распадается на две части: первая часть уплачивается собственнику з...
Конкурс на лучшего монополиста Какая организация заслуживает звания «чемпиона» в реализации власти над рынком и поддержании цен на уровне значительно более высоком, чем кон­курентный? Роберт Барро, профессор экономики Гарвардского университета и ведущий колонки в The Wall Street Journal, сообщает о первом (и един­ственном) ежегодном конкурсе по вы­явлению наиболее успешной монопо­лии. ПОИГРАЕМ В МОНОПОЛИЮ? Роберт Барро Конец лета - самое время для подве­дения итогов первого ежегодного кон­курса на лучшую американскую моно­полию. Экономисты Гарварда отобрали для участия в финале следующих пре­тендентов: Почтовая служба США OPEC (Организация стран — экс­портеров нефти) Практически каждая компания ка­бельного телевидения Университеты Лиги Плюща (в сфере осуществления финансовой по­мощи студентам) NCAA (Национальная универси­тетская спортивная ассоциация) (в сфере финансовой поддержки студентов-спортсменов). Некоторые другие достойные примеры монополий, которые лишь немного не дотя­нули до уста...
Монопольные ресурсы Простейший способ возникновения монополии — концентрация ключевого ресурса производства в «руках» единственной фирмы. К примеру, рассмотрим рынок воды в маленьком городке на Диком Западе. Если большинство его жителей имеют колодцы, поведение продавцов адекватно описывает конкурентная модель рынка. Цена литра воды устанавливается равной предельным издержкам подъёма дополнительного литра живительной влаги. Но если в городке имеется единственная скважина, а больше получить воду неоткуда, её владелец — монополист на местном рынке воды. Нет ничего удивительного в том, что он будет обладать значительно большей властью над рынком, чем любая отдельно взятая фирма, на конкурентном рынке. Если речь идёт о товаре первой необходимости (в нашем случае, воде), монополист может заломить за него весьма высокую цену, хотя его предельные издержки незначительны. Несмотря на то что исключительное обладание ключевым ресурсом является потенциальной причиной возникновения монополии, на практике такие случ...
Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности Система антимонопольного регулирования формируется во всех странах с рыночной экономикой. Кроме административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки, эта система включает и юридические меры. Таким образом, антимонопольное регулирование есть комплекс экономических, административных и законодательных актов, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки. Антимонопольное регулирование включает регулирование: уровня концентрации и монополизации производства стратегии и тактики предприятий внешнеэкономической деятельности ценовое регулирование налоговое регулирование Опыт различных стран по созданию и использованию антимонопольного законодательства свидетельствует о необходимости этой формы государственного регулирования рыночных отношений, уровня и масштабов конкуренции, имеющих цель...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика