Дискуссии об антитрестовской политике

Основной вопрос, по поводу которого идут постоянные юридические дискуссии, заключается в определении подлежащих запрету антитрестовскими законами дей­ствий компаний. Большинство комментаторов согласны с тем, что незаконными должны признаваться любые соглашения об установлении и поддержании опреде­лённого уровня цен. Однако антитрестовские законы использовались и в отноше­нии практики ведения бизнеса, последствия которой далеко не очевидны. Ниже мы рассмотрим два примера.

Поддержание розничных цен

Один из примеров спорной практики бизнеса — поддержание розничных цен, так называемая честная торговля. Представьте себе, что компания «Потряссоник» поставляет розничной торговле видеомагнитофоны по оптовой цене $ 300 и требует, чтобы ее партнеры установили розничную цену в $ 350. В этом случае говорят, что компания занимается поддержанием розничных цен. Любой розничный торговец, который назначит цену ниже $ 350, нарушает контракт с «Потряссоник».

На первый взгляд поддержание розничных цен может показаться антиконку­рентным и, следовательно, вредным для общества. Подобно соглашению участни­ков картеля, оно препятствует ценовой конкуренции розничных торговцев. По этой причине американские суды рассматривали практику поддержания розничных цен как нарушение антитрестовских законов.

По теме:  Фискальная политика

Однако в ее защиту выступили некоторые экономисты. Во-первых, они отрица­ют, что цель поддержания цен — ограничение конкуренции. Если компания «Потряссоник» имеет какую-либо власть над рынком, что мешает ей манипулировать оптовыми, а не розничными ценами? Кроме того, «Потряссоник» не имеет побуди­тельных мотивов препятствовать конкуренции розничных продавцов. Действи­тельно, поскольку объем продаж конкурентных продавцов должен превышать объем продаж картеля розничных продавцов, от ограничения конкуренции в пер­вую очередь проигрывает «Потряссоник».

Во-вторых, практика поддержания розничных цен преследует вполне законную цель. «Потряссоник» стремится, чтобы его продукция была представлена в прекрас­ных демонстрационных залах с квалифицированным торговым персоналом. В от­сутствие поддержки производителя некоторые покупатели, польстившись на скидки, могут приобрести видеомагнитофон у продавца, который экономит на сервисе. Но высокий уровень обслуживания покупателей в определенной степени — обществен­ное благо, предоставляемое розничными торговцами, которые продают видеомагни­тофоны «Потряссоник». Когда некое лицо предоставляет общественное благо, на него, как мухи на мед, слетаются «нахлебники». В этом случае розничные продавцы, торгующие со скидкой, выезжали бы на сервисе, который обеспечивают квалифицированные продавцы, что привело бы к нежелательному снижению каче­ства обслуживания. Поддержание розничных цен — один из способов, которым компания «Потряссоник» пытается решить проблему «нахлебников».

По теме:  Монополия

Пример с поддержанием розничных цен иллюстрирует важный принцип: прак­тика ведения бизнеса, которая на первый взгляд ведет к ограничению конку­ренции, может преследовать вполне законные цели. Данный принцип в еще боль­шей степени осложняет практику применения антитрестовских законов.

Принудительный ассортимент

Еще один пример спорной практики ведения бизнеса — принудительный ассортимент продукции. Предположим, что киносту­дия «Кассовый фильм» сняла два новых фильма — «Звездные войны» и «Гам­лет». Если «Кассовый фильм» предлагает кинотеатрам пакет из двух кинокартин фильмов по общей цене, а не каждый в отдельности, говорят, что киностудия предлагает принудительный ассортимент продукции.

Практика продажи кинофильмов «с нагрузкой» была обжалована в Верховном суде США, который запретил торговлю «котами в мешках». Суд рассуждал следу­ющим образом:

предположим, что «Звездные войны» — супербоевик, в то время как «Гамлет» — некассовый художественный фильм. Киностудия, пользуясь попу­лярностью «Звездных войн», принуждает кинотеатры приобретать и «Гамлета». Создается впечатление, что киностудия использует торговлю «наборами» как ме­ханизм расширения власти над рынком.

Экономисты критически восприняли аргументацию юристов. Предположим, что кинотеатры готовы заплатить $ 20 тыс. за «Звездные войны», а за «Гамлета» недадут и цента, а киностудия предлагает им за ту же сумму два кинофильма. Условие о приобретении определенного набора фильмов отнюдь не увеличивает цену, которую кинотеатры готовы заплатить за «Звездные войны». Количество фильмов в наборе «Кассового фильма» никак не влияет на ее власть над рынком.

По теме:  Национальная конкуренция

В чем же причина существования практики принудительного ассортимента? Воз­можно, принудительный ассортимент есть форма ценовой дискриминации. Предпо­ложим, что имеются два кинотеатра. Городской кинотеатр готов заплатить $ 16 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета», загородный кинотеатр — $ 14 тыс. за первый фильм и $ 6 тыс. за второй. Если «Кассовый фильм» будет устанавливать цену на каждый фильм, его лучшая стратегия будет заключаться в назначении $ 14 тыс. за «Звездные войны» и $ 5 тыс. за «Гамлета». Следовательно, за оба фильма он получит от каждого кинотеатра по $ 19 тыс. Однако если киностудия предлагает принудительный ассортимент, она получает возможность запросить по $ 20 тыс. если оценка фильмов различными кинотеатрами варьируется, практика принудительного ассортимента позволяет киностудии увеличить прибыль путем назначения объединенной цены, более близкой к общей сумме, которую готовы заплатить покупатели.

По теме:  Политика дешевых и дорогих денег

Принудительный ассортимент — спорная практика ведения бизнеса, однако аргументы Верховного суда об увеличении власти фирмы над рынком не убедительны, по крайней мере, в их простейшей форме. Современная экономическая теория не способна дать однозначное заключение о последствиях практики принудительного ассортимента для общества в целом.

В последние годы дебаты по вопросу принудительного ассортимента приобрели ещё большую остроту. Вы знаете, что корпорация Microsoft обладает почти полной монополией в производстве операционных систем для персональных компьютеров. Подавляющее болыниство пользователей работают в операционных системах Windows. Компании, производящие программное обеспечение, обвинили Microsoft в попытке расширить власть над рынком, включив в качестве обязательного компонента операционных систем дополнительное программное обеспечение, типа интернет-браузера.

По теме:  Причины несовершенной конкуренции
Фискальная политика ⚡ Фискальная политика ⚡ — это совокупность финансовых мероприятий го­сударства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависи­мости от таких стратегических задач, как, например, антикризис­ное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с ин­фляцией. Современная фискальная политика включает прямые и косвен­ные финансовые методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. За счет бюджета финансируются: а) затраты на расширенное воспро­изводство б) непроизводительные расходы государства в) разви­тие инфраструктуры, научных исследований и т.п. г) проведение структурной политики д) содержание военно-промышленного комплекса и др. С помощью косвенных методов оказывается воздействие на финансовые возможности производителей товаров и размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система нало­гообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя ...
Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Политика дешевых и дорогих денег Денежно-кредитная политика оказывает самое непо­средственное влияние на такие важные макроэкономи­ческие показатели, как ВВП. занятость, уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия. Предположим, что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства и ростом безрабо­тицы. Центральный банк для стимулирования роста про­изводства начинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведения мер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков. Для реализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер: Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытом рынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, он снижает норму обя­зательных резервов, что способствует автоматическому переводу необходимых резервов в избыточные и увеличе­нию размера денежного мультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобы стимулировать коммер...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика