Формы синтеза конкуренции и монополии

Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают:

О новом состоянии рынка дает представление таблица:

Таблица. Формы сочетания конкуренции и монополии

Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия
Число продавцов

Барьеры входа на рынок и выхода из него Дифференциация продукта Участие фирм в контроле над ценами

Много

Нет Есть

Цена индивидуали­зированного продукта контролируется

Мало

Обычно есть Возможна

Нелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма созда­ет легальную монополию, которая с помощью патентов, торго­вых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров — придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные това­ры, имеется много разных конкурентов, проводящих дифферен­циацию своих продуктов.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигопо­лии. Олигополия (от греч. oligos — немногий, poleo — продаю) — господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством «ли­дерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обхо­дят антимонопольные законы и добиваются повышения рыноч­ных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупатель­ский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом слу­чае ведется на основе технического превосходства, высокого ка­чества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупате­лям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и каче­ство выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подведении итогов процесса развития конкуренции и мо­нополии на рубеже XX—XXI столетий перед нами предстает со­временное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно включает следующие элементы:

  1. сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции
  2. острое противоборство монополий с аутсайдерами (неза­висимыми мелкими и средними хозяевами)
  3. соперничество между крупными монополиями на нацио­нальном и мировом рынках
  4. монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии
  5. государственное ограничение монополистической деятель­ности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни господства свободной конкуренции, которая нарушает нормы цивилизованных отношений, ни абсолютной, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все нацио­нальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.

По теме:  Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба
Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Монополия на землю. Экономическая сущность земельной ренты Ограниченность земли объясняет существование монополии на землю. Различают два вида монополии на землю: Монополия на землю, как на объект хозяйствования Как и другие факторы производства земля требует издержек и приносит своему владельцу доход. За пользование землёй собственник земли взимает особый вид платы - ренту. Земельная рента - это плата за право пользования земельным участком.Взяв земельный участок в аренду, арендатор получает право прилагать к земельному участку капитал. Никто другой кроме него этим правом не обладает. Монополия на землю, как на объект хозяйствования, действует в течении всего срока аренды. Так как земельные участки обладает качественной не однородностью и разным месторасположением, то владельцы средних и лучших участков могут получать дополнительную прибыль. Источником этой прибыли является не труд, а качественные характеристики земли. Прибыль взимаемая арендатором распадается на две части: первая часть уплачивается собственнику з...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
Конкуренция: понятия, условия, формы и методы: Курсовая работа Тема: Конкуренция: понятия, условия, формы и методы Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2009 Страниц основного текста: 36 Количество источников литературы: 18 Размер: 322 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Трактовка понятия конкуренции в экономической науке Правовое регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции Модели рыночных структур Виды конкуренции ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Методика исследования конкуренции на российском рынке Текущие задачи антимонопольного регулирования в Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг. Скачать...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика