Функции предпринимателя
В мировой экономической литературе отмечаются три функции предпринимателя. Первая из них — ресурсная. Для любой хозяйственной деятельности необходимы материальные факторы (средства производства) и работники с достаточными знаниями и умениями. Вторая функция — организаторская. Ее задача — обеспечить такое соединение факторов производства, которое лучше всего способствует достижению поставленной цели. Третья функция предпринимателей — творческая, связанная с организационно- хозяйственным новаторством.
Роль инновационной (от лат. novatio — обновление) деятельности резко возросла в условиях современного научно-технического прогресса и развития неценовой конкуренции. Сейчас быстро растет рынок научно-технических разработок, расширяется бизнес, связанный с внедрением новинок техники и технологии. Совершенствуется информационная инфраструктура предпринимательства — расширяется доступ к полезной информации в государственных органах, укрепляются патентно-лицензионные службы, развивается сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительных машин и компьютерной технологии, и др.
В ведущих западных странах заблаговременно определены перспективные направления инновационного предпринимательства на XXI столетие:
- а)использование мирового информационного рынка для очень быстрого внедрения технологических новинок (Япония)
- б)прогресс промышленных технологий, которые обеспечивают успех во всех областях науки и техники (Германия, Великобритания, Франция)
- в)повышение интеллектуального уровня работников, их образования и квалификации, от чего зависит технологический потенциал бизнеса (США)
Поскольку центр тяжести в функциях предпринимателя переместился на новаторство, то предъявляются новые требования к личности предпринимателя, его психологической характеристике.
Фирма «Мак-Бер энд Компани» (США) в своих исследованиях выделила наиболее важные личные качества удачливого бизнесмена:
- поиск возможностей и инициативность в достижении целей
- готовность к умеренному риску
- ориентация на эффективность и качество
- вовлеченность в рабочие контакты
- умение ясно выражать свои цели, дальновидность
- стремление быть информированным
- систематическое планирование и наблюдение
- способность убеждать и устанавливать деловые и личные связи
- независимость и уверенность в себе
Выводы «Мак-Бер энд Компани» могут служить своего рода тестом, с помощью которого проверяется способность предпринимателя успешно справляться со своими функциями. При этом важно иметь в виду, что одни из необходимых качеств бизнесмена — врожденные, другие — результат развития природной предрасположенности, а третьи — следствие обучения и практического опыта. Вряд ли можно усомниться в этом, что далеко не все люди способны быть предпринимателями.