Классификация экономических благ

Весь мир созданных людьми полезных вещей и услуг можно подразделить на два класса. Они в свою очередь раскладываются на отдельные виды. Первый класс образуется в зависимости от форм собственности. Он включает три вида.

Товары в зависимости от форм собственности

Товары индивидуального потребления

Первый вид — товары индивидуального потребления (пред­меты потребления и средства производства). Они имеют следу­ющие социально-экономические признаки:

  • такие товары делимы, т.е. существуют в виде сравнительно малых единиц, которые доступны отдельным покупателям
  • обладателем вещи становится лишь тот, кто желает и в со­стоянии уплатить за нее
  • такие товары производят владельцы частной и общей доле­вой собственности
По теме:  Разработка и печать фирменных каталогов

Государственные (общественные) блага

Второй вид — государственные, или общественные, блага. Эти полезные вещи по существу не являются товарами: они со­здаются не для рыночной продажи потребителям. Эти блага име­ют такие черты:

  • полезные вещи неделимы, поскольку состоят из столь круп­ных единиц, которые невозможно предоставить отдельным лицам
  • все жители страны имеют возможность использовать полез­ные свойства и выгоды данных продуктов и услуг
  • подобные вещи и услуги создаются в государственном сек­торе

Классическим примером общественных благ является маяк, ориентирующими сигналами которого могут пользоваться все без исключения морские суда. Сюда можно отнести общественную безопасность, национальную оборону, автомобильные магистра­ли и многое другое.

Квазиобщест­венные (квазигосударственные) блага

Третий вид экономисты западных стран назвали квазиобщест­венные, или квазигосударственные (от лат. quasi — якобы), блага и услуги. Они могут быть платными. К этому виду относятся:

По теме:  Товар, товарная политика
  • а) библиотеки, музеи
  • б) профилактическое медицинское обслужи­вание
  • в) пожарная охрана, полиция и др.

На данные блага и услу­ги могут быть установлены цены, а частные собственники (или владельцы общей долевой собственности) могут за плату обес­печивать ими потребителей. Однако такие собственники не берут на себя весь объем производства таких благ. Эту задачу выполня­ет государство, чтобы не допустить недостатка общественно по­лезных вещей и услуг.

Товары в зависимости от характера удовлетворения потребностей

Второй класс благ состоит из вещей, которые различаются в зависимости от характера удовлетворения потребностей. Они делятся на такие виды.

  • Первый — взаимозаменяемые товары. Если растет покупка од­ного из них, то снижается продажа другого. Примерами могут служить, положим, пары продуктов: сливочное масло и маргарин, чай и кофе.
  • Второй — взаимодополняемые блага. Они сопутствуют друг другу, и потребность в них одновременно увеличивается или в одно и то же время падает. Это, скажем, автомашина и бензин, компьютер и дискеты.
  • Третий — независимые товары. Потребности в этих вещах ни­как не связаны (например, бананы и рыба, трикотажные изделия и наручные часы).
По теме:  Организация управления общественно значимыми услугами: опыт Франции

Как мы видим, современная классификация производимых благ отражает новые явления последней трети XX столетия: мно­гоукладное национальное хозяйство и достигнутое многообразие производимых благ.

С позиций столь высоко развитого товарного хозяйства мы рас­смотрим, что представляет собой стоимость товара.

Товар, товарная политика Комплекс маркетинга — это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов товарной, сбытовой, ценовой и коммуникационной политики. Сегодня в условиях «выживания» предприниматели вынуждены искать скрытые резервы для создания конкурентных преимуществ. Эти резервы в большинстве своем сосредоточены в основных инструментах комплекса маркетинга — товаре, цене, распределении и продвижении. В системе маркетинга товар рассматривается как совокупность полезных свойств, наиболее полно удовлетворяющих потребности целевой группы потребителей. Товаром может выступать матери­альное благо (изделие, предмет) или вид деятельности (услуга) и пр. Товарная политика Товарная политика — это маркетинговая деятельность, связанная с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик товара, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая...
Но я никогда не езжу на поезде! Должно ли государство владеть и управлять железными дорогами? В континентальной Европе очевидный ответ будет «да», а в США — «нет». Английская система желез­ных дорог, которая когда-то была государственной, а те­перь перешла в частное владение, похоже, позаимствова­ла у двух вариантов худшее. Здесь вам предлагают гаран­тированные задержки и сбои, плюс чрезвычайно высокий риск погибнуть в аварии — и все это по высокой цене. А споры по поводу того, следует ли передать железные до­роги снова в государственную собственность, все еще про­должаются. Железная дорога является хорошим примером того, как сложно понять, что именно государство может делать луч­ше, чем частный сектор. Теоретически все довольно про­сто. Государство всегда вступает в игру при проявлениях неэффективности рыночного механизма (market failure). Если частный сектор не производит достаточного количе­ства определенной продукции или услуг, потому что об­щественные выгоды (social gains) превышают любые воз­можные частные в...
Некоторые наиболее значимые общие ресурсы Экономистам известно множество видов общих ресурсов, и всякий раз возникает все та же проблема: отдельные индивиды слишком интенсивно используют доступные им ресурсы, что вызывает необходимость регулирования поведения потребителей или взимания платы за ресурсы. Чистые вода и воздух Рынки не в состоянии защитить окружающую среду от загрязнения. Загрязнение — отрицательный внешний эффект, который может быть смягчен с помощью регулирования или налогов Пигу. Данное фиаско рынка — пример проблемы общих ресурсов. Чистый воздух и чистая вода такой же общий ресурс, как открытые пастбища; чрезмерное загрязнение окружающей среды — сродни неразумному выпасу овец. Деградация окружающей сре­ды — современная «Трагедия общинных земель». Месторождения нефти Рассмотрим подземные месторождения нефти, простира­ющиеся на значительные территории, находящиеся в собственности разных владельцев. Любой собственник земли имеет возможность пробурить скважину и добывать нефть, но в таком случае другим остаетс...
Проблема безбилетников Граждане Беларуси, привыкли, что 3 июля, праздник Дня независимости, заканчивается фейерверком. Каждый житель страны оценивает его в S 10. Издержки, с которыми связан праздничный салют, составляют $ 1000. Так как $ 5000 выгоды превышают $ 1000 издержек, для жителей Беларуси фейерверк в честь Дня независимости эффективен. Сможет ли частный рынок обеспечить эффективный результат? Вероятно, нет. Представьте, что Женя, предприниматель из Беларуси, решила заняться организацией фейерверка. Женя определенно столкнется с трудностью продажи билетов, потому что ее потенциальные потребители быстро поймут, что смогут увидеть салют бесплатно. Салют не является исключительным благом, поэтому у людей есть стимул посмотреть его без всякой платы. Безбилетник — человек, который извлекает выгоду из пользования благом, но старается получить его бесплатно. Фиаско рынка можно рассмотреть как результат внешнего эффекта. Если Женя произведет фейерверк, она просто подарит его зрителям. Хотя салют соци...
Классификация общественных благ Две группы общественных благ Чисто общественные блага, соответствуют всем свойствам вопроса два. Например: государственная граница, армия, природоохранные мероприятия. Смешанные общественные блага. Смешанные общественные блага обладают следующими свойствами: имеют определённую локальность. свойство не исключаемости ограничено.  Рост числа пользователей в какой-то момент перегружает рынок продукта и снижает полезность для индивидуальных потребителей. Для каких-то групп пользователей благо менее доступно, чем для других. Например: общественный транспорт, освещение улиц, мосты, публичные библиотеки, городские пляжи. Так же общественные блага можно разделить на: Международные Национальные Все международные блага, как правило, являются чисто общественными благами....