Монополистическая конкуренция

Вы зашли в книжный магазин, чтобы приобрести книгу, которую собираетесь почи­тать во время предстоящих каникул. На полках магазина вы находите мистический детектив Джона Грэшема, триллер Стивена Кинга, героический роман Даниеллы Стилл, автобиографию Денниса Родмана и множество учебников. Участником рынка какого типа вы становитесь, когда выбираете и приобретаете книгу?

На первый взгляд рынок книг представляется совершенно конкурентным. Просматривая книги на полках книжного магазина, вы находите произведения множества авторов, изданные самыми разными, соперничающими за ваше внимание издательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен конкурирующих литературных произведений. И поскольку возможность входа на рынок имеет каждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный бизнес не самый прибыльный. На каждого высоко оплачиваемого романиста приходятся сотни борющихся за место под солнцем писателей.

По теме:  Монополистическая конкуренция

С другой стороны, рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая книга уникальна, издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продав­цы на этом рынке скорее назначают цену, а не принимают ее. И действительно, цена книг значительно превышает предельные издержки. Цена типичного романа в переплете, например, составляет приблизительно $ 25, в то время как стоимость печати одного дополнительного экземпляра книги — менее $ 5.

Рынок книг имеет некоторые черты и совершенной конкуренции и монополии. Такая рыночная структура называется монополистической конкуренцией и характеризуется следующими свойствами:

  • Большое количество продавцов. Множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
  • Дифференциация продукции. Каждая фирма производит продукцию, которая по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, явля­ясь скорее назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса.
  • Свободный вход. Ограничения на входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
По теме:  Банковская конкуренция. Как победить в «войне за клиентов»

Вы легко приведете длинный список примеров подобных рынков — рынок книг, компакт-дисков, кинорынок, рынок компьютерных игр, ресторанов, уроков игры на фортепьяно, пирожков, мебели и т. д.

Монополистическая конкуренция, подобно олигополии, — промежуточная между крайними случаями конкуренции и монополии рыночная структура. Но сама олигополия и монополистическая конкуренция совершенно отличны друг от дуга. Специфическая черта олигополии — функционирование на рынке нескольких продавцов. Ограниченное число поставщиков уменьшает вероятность жесткой конкуренции; стратегическое взаимодействие производителей имеет жизненно важное значение. Напротив, при монополистической конкуренции имеется множество продавцов, каждый из которых достаточно мал по сравнению с рынком. Специфика рынка монополистической конкуренции — предложение каждым поставщиком в чем-то отличающейся продукции.

По теме:  Добросовестная конкуренция и недобросовестная. Принципиальные отличия и методы
Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
Конкуренция: понятия, условия, формы и методы: Курсовая работа Тема: Конкуренция: понятия, условия, формы и методы Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2009 Страниц основного текста: 36 Количество источников литературы: 18 Размер: 322 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Трактовка понятия конкуренции в экономической науке Правовое регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции Модели рыночных структур Виды конкуренции ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Методика исследования конкуренции на российском рынке Текущие задачи антимонопольного регулирования в Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг. Скачать...
Понятие совершенной (чистой) конкуренции Совершенная конкуренция предполагает, что фирмы совершенно свободны в своих действиях. Это наиболее упрощённый для ценообразования и обмена рынок. На таком рынке существует огромное множество продавцов и такое же количество покупателей. Ценообразование осуществляется стихийно, на основе взаимодействия спроса и предложения. Признаки чистой конкуренции: Продукт стандартизован. На рынке множество мелких фирм, каждая из которых производит не более одного процента от общеотраслевого продукта. Уход с рынка производителя не оказывает ни какого влияния на состояние рынка. Фирмы не интересуются действиями друг-друга. Продавец принимает цену заданную рынком. Каждый желающий войти в отрасль может это сделать, не зависимо от воли конкурентов. Покупателю безразлично товар какой фирмы покупать. Валовой доход совершенного конкурента складывается из суммы реализованных цен. TR = Ep = p*n MR = TRn - TRn-1 = P ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика