Олигополии как «дилемма узников»

Что общего между «дилеммой узников», структурой рынков и несовершенной кон­куренцией? Оказывается, что правила игры, в которой участвуют олигополисты стремящиеся к достижению результата монополии, весьма напоминают законы дилеммы заключенных.

Рассмотрим олигополию с двумя участниками, которых мы назовем, скажем, Иран и Ирак. Обе страны продают сырую нефть. После длительных переговоров стороны соглашаются поддерживать производство нефти на низком уровне, чтобы сохранить высокие цены на нефть. После того как они согласовали объемы произ­водства, каждая страна должна решить, будет ли она следовать соглашению или попытается увеличить объем выпуска. На рисунке представлены результаты уча­стников соглашения в зависимости от избираемых ими стратегий.

Как добывать нефть?

Рис. ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКАЯ ИГРА. В этой игре между участниками олигополии, прибыль, которую получает каждая страна, зависит как от решения об объеме производства Ирана или Ирака, так и от решения об объеме производства, принимаемого другим участником.

Представьте себе, что вы президент Ирака, рассуждающий следующим образом:

Я могу либо в соответствии с заключенным соглашением поддерживать производство на низком уровне, либо увеличить объем добычи и экспортные поставки. Если Иран будет следовать соглашению и ограничит добычу, моя страна получает прибыль в $ 60 млрд при высоком уровне и $ 50 млрд при низком уровне производства. В этом случае Ираку выгодно увеличить объем добычи. Если Иран отказывается следовать соглашению и расконсервирует свои скважины, моя страна получит $ 40 млрд прибыли при высоком уровне и $ 30 млрд прибыли при низком уровне производства. Опять же Ирак выигрывает только при высоком уровне производства. Таким образом, внезависимости от того, какое решение примет Иран, нарушение соглашения выгодно прежде всего моей стране.

Производство на высоком уровне — доминирующая стратегия Ирака. Конечно же, Иран рассуждает аналогичным образом. Обе страны нарушают достигнутое соглашение, что приводит к неудовлетворительному (с точки зрения и Ирана и Ирака) результату.

По теме:  Олигополия

Этот пример наглядно демонстрирует проблемы, с которыми сталкиваются дуополисты в стремлении к монопольной прибыли. Результат монополии рационален для олигополии в целом, но каждый олигополист имеет побудительный мотив к нарушению условий соглашения. В точности так же как эгоистический интерес подталкивает заключенных в «дилемме узников» к признанию, индивидуальный интерес затрудняет совместные действия субъектов олигополии, направленные на достижение олигополией требующего совместных действий результата с низким уровнем производства, высокими ценами и прибылью столь же высокой, как моно­польная.

Что такое олигополия? Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт у разных продавцов может быть и стандартизирован (например, алюминий), и дифференцирован (например, автомобили). На олигополистических рынках господствует, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Слово "олигополия" введено английским гуманистом и государственным деятелем Томасом Мором (1478-1535) в ставшем всемирно известном романе "Утопия" (1516). Олигополистические рынки обладают следующими признаками: а) малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям; б) дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит ...
Олигополия. Виды олигополий. Особенности олигополий ⚡ Олигополия ⚡ - форма рынка, когда работает несколько предприятий производящих аналогичную продукцию. Пример: в РБ 4 сахарных завода, 3 завода производящих хим волокно. Виды олигополий Однородная (недеференцированая) - когда на рынке работает несколько предприятий производящих однородную (недеференцированую) продукцию. Однородная продукция - продукция, не отличающаяся разнообразием типов, сортов, размеров, марок (спирт - 3 сорта, сахар - около 8 сортов, алюминий - около 9 марок). Неоднородная (деференцированая) -несколько предприятий производят не однородную (деференцированую) продукцию. Неоднородная продукция - продукция, отличающаяся широким разнообразием типов, сортов, размеров, марок. Пример - автомобили,сигареты, безалкогольные напитки, сталь (примерно 140 марок). Олигополия доминирования - на рынке работает крупная фирма, удельный вес которой в общих объёмах производства продукции составляет 60% и более и поэтому она доминирует на рынке.Рядом с ней рабо...
Почему люди сотрудничают «Дилемма узников» показывает, что координация действий субъектов рынка — задача трудноосуществимая. Быть может, она просто не имеет решения? Нет. Чем более опытен «посетитель» тюрьмы, тем реже он поддается на уловки полиции. Известно немало примеров вполне успешных, «долгоиграющих» картелей. Очень часто причина того, что игроки все-таки находят правильное решение «дилеммы узников», состоит в том, что они играют в эту игру не один, но много раз. Чтобы понять, почему гораздо проще обеспечить координацию совместных дей­ствий в повторяющихся играх, представим себе двух дуополистов Джека и Джилл. Предположим, что Джек и Джилл хотели бы установить монопольный объем предло­жения на рынке воды городка, при котором каждый производит по 30 галлонов питьевой воды, но эгоистический интерес подталкивает их к увеличению объёма выпуска до 40 галлонов. Данная ситуация представлена на рисунке. Производ­ство 40 галлонов воды — доминирующая стратегия для каждого игрока. Рис. ИГРА В ОЛИГОПО­ЛИЮ ДЖЕКА ...
«Дилемма узников» и благосостояние общества С помощью «дилеммы узников» описываются самые разные жизненные ситуации. Основной вывод, к которому мы приходим, заключается в том, что сотрудничество двух игроков — дело чрезвычайно трудное, а потому редкое, даже в тех случаях когда его выгоды не вызывают сомнений. Понятно, что основную тяжесть рассог­ласованных действий несут сами заинтересованные стороны. Но как оценивает результаты «дилеммы заключенных» общество? Ответ зависит от обстоятельств. В некоторых случаях равновесие, сложившееся в отсутствие сотрудничества одинаково неудовлетворительно как для общества, так и для игроков. Игра в гонку вооружений заканчивается и для США, и для СССР, и для остального мира повышенной степенью риска ядерной войны. В игре с общим ресурсом дополнительные скважины, пробуренные Агсо я Exxon, приво­дят к безвозвратной потере. В обоих случаях стороны были бы в гораздо большей степени удовлетворены альтернативным вариантом сотрудничества. Напротив, в случае олигополии, когда ее участники стремя...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика