Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования

Прибыль — это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики: в производ­стве, торговле и банковском деле. Ниже мы выясним, как образуется доход в фирмах — изготовителях продукции.

Многие фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредни­кам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене. Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) — затрат на производство. Стало быть, при­быль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо-Сс.

Значит, величина прибыли зависит от двух основных факто­ров:

  • уровня себестоимости товара
  • уровня оптовых цен
По теме:  Масса валовой прибыли

Рассмотрим подробнее эти факторы.

Себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производ­ство благ

Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (Сп) и новую стоимость (Сн). В свою очередь последняя распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изделий изображено на рисунке:

Структура стоимости товаров

Рис. Структура стоимости товаров

Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов:

  • а) прямые
  • б) косвенные

А. Прямые расходы на производство (или переменные затра­ты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

  • зара­ботная плата работников, непосредственно занятых изготовлени­ем благ
  • затраты на сырье, материалы, другие предметы труда
По теме:  Сущность и классификация доходов и прибыли

Общая их величина изменяется, как правило, в прямой про­порции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестои­мость единицы продукции не изменяется по величине.

Б. Косвенные (или условно-постоянные)расходы мало или со­всем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним причисля­ют:

  • аренду здания
  • заработную плату служащим
  • страховку иму­щества
  • обслуживание машин (их амортизация и ремонт)
  • коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.)
  • затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.)
  • выплаты по процентам на заем

Общая сумма этих расходов практически не меняется при уве­личении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижа­ется. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масш­табов выпуска товаров.

По теме:  Банковская прибыль

Уровень цен продукции

Здесь возможны пять основных ва­риантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий.

Соотношения цен и стоимости товара

Рис. Соотношения цен и стоимости товара

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестои­мости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержка­ми предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Нако­нец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной при­были.

По теме:  Максимизация прибыли чистого конкурента в краткосрочном периоде

Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополни­тельную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения — за счет увеличения общей массы (абсолютной ве­личины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмотреть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.

Сущность и классификация доходов и прибыли Доходы, издержки и прибыль взаимосвязаны, при сокращении издержек можно увеличить прибыль и доходы, и наоборот. Экономическая (чистая прибыль) - разница между совокупным (валовым) доходом и суммой постоянных и переменных издержек, т.е. это разница между совокупными (валовыми) доходом и совокупными (валовыми издержками). Бухгалтерская прибыль - разница между совокупным (валовым) доходом и внешними издержками. Разница между экономической (чистой) прибылью и бухгалтерской прибылью равна внутренним издержкам. Доход - произведение количества выпущенной продукции на цену единицы товара. Виды доходов Совокупный (валовой) доход - произведение количества выпущенной продукции на её цену. TR = Q*P Совокупный доход - совокупный (валовой) доход в расчёте на единицу выпускаемой продукции. AR = TR/Q Предельный доход - совокупный валовый доход на производство ещё одной, последней единицы продукции. Фирма будет расширять объёмы производства до тех пор, пок...
Максимизация прибыли чистого конкурента в краткосрочном периоде В краткосрочном периоде фирма обладает определённой производственной мощностью, а все ресурсы могут быть применяемыми и не изменяемыми. Задача фирмы - найти такой объём производства, при котором разница между валовым доходом и совокупными издержками (прибылью) будет максимальной. Краткосрочный период - период, в течении которого фирма не может изменит хотя бы один фактор производства. Для этого пользуются двумя принципами: Первый принцип: сопоставления общего дохода и общих издержек. Постоянные издержки фирма несёт даже при отсутствии производства. а. прибыль фирмы будет максимальна когда разница между доходами и издержками максимальна (TR - TC = MAX), а а объём производства соответствующий максимальной прибыли будет оптимальным. б. убыток будет минимальным если общие издержки превышают общий доход не минимальную величину. в. если нет такого объёма производства, при котором доход покрывает переменные издержки, т.е. фирме следует принимать решение о выходе с рынка. ...
Максимизация прибыли чистого конкурента в краткосрочном периоде В краткосрочном периоде фирма обладает определённой производственной мощностью, а все ресурсы могут быть применяемыми и не изменяемыми. Задача фирмы - найти такой объём производства, при котором разница между валовым доходом и совокупными издержками (прибылью) будет максимальной. Краткосрочный период - период, в течении которого фирма не может изменит хотя бы один фактор производства. Для этого пользуются двумя принципами: Первый принцип: сопоставления общего дохода и общих издержек. Постоянные издержки фирма несёт даже при отсутствии производства. а. прибыль фирмы будет максимальна когда разница между доходами и издержками максимальна (TR - TC = MAX), а а объём производства соответствующий максимальной прибыли будет оптимальным. б. убыток будет минимальным если общие издержки превышают общий доход на минимальную величину. в. если нет такого объёма производства, при котором доход покрывает переменные издержки, т.е. фирме следует принимать решение о выходе с рынка. ...
Максимизация прибыли чистого монополиста Монополист не станет повышать цену, если не надеется на ответную реакцию покупателя. Спрос на продукцию монополиста равен отраслевому спросу. Следовательно, что бы увеличить продажи необходимо снизить цены. Если спрос на продукцию отрасли не эластичен, то монополист снижать цену не станет. При ценообразовании монополист действует в условиях ограничений: а. цены не могут быть ниже издержек. б. спрос на продукцию монополиста = общеотраслевому спросу. в. если монополист снижает цену, то должен продавать продукцию по сниженной цене всем потребителям. Поэтому предельный доход монополиста меньше цены, MR < P. Монополист в ходе оптимизации производства выбирает такое соотношение «доходы-издержки», при котором прибыль максимальна. Оптимальный объём соответствует равенству предельных издержек и цены. Снижать цену выгодно до тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками, MR = MC. В условиях монополии покупатель приобретает товар по любой це...