Конспект экономиста:)

Меню

Рынок труда. От физического к умственному труду

нет комментариев

Рынок труда — это область рыночных отношений, где совершаются сделки по купле-продаже рабочей силы.

Этот вид рынка появился в массовом масштабе только на на­чальной фазе капитализма. Тогда, с одной стороны, основные средства производства сосредоточились в частной собственности бизнесменов, а с другой — подавляющая часть работников была отчуждена от них. Все наемные работники стали юридически сво­бодными лицами (в отличие от раба или крепостного крестьяни­на). Между тем основным или даже единственным источником их существования стала продажа своей способности к труду.

В начале индустриальной стадии производства основной фи­гурой на рынке труда был работник физического труда, почти не имеющий образования и квалификации и пригодный лишь для простого обслуживания машин. Современный же рынок включа­ет в основном три категории лиц, которые условно называются:

  • а) «синие воротнички» (фабрично-заводские рабочие, занятые преимущественно физическим трудом)
  • б) «серые воротнички» (рядовые работники подсобного обслу­живания)
  • в) «белые воротнички» (работники умственного труда: служа­щие, инженерно-технический персонал и т.д.)

Во второй половине XX столетия научно-техническая револю­ция и переход к информационному обществу вызвали следующие качественные и количественные сдвиги в структуре рынка труда.

  1. Резко снизился удельный вес «синих воротничков». Так, в США удельный вес «синих воротничков» среди всех занятых сни­зился с 39% в 1955 г. до 27% в 1991 г.
  2. Столь же значительно возросла доля инженеров и техников, ра­ботников сферы услуг и интеллигенции. В США доля работников преимущественно нефизического труда возросла с 39% в 1955 г. до 58% в 1991 г.
  3. В основном преодолена былая пропасть между работника­ми преимущественно физического и преимущественно умствен­ного труда. Она сохранилась до сих пор во многих развивающих­ся странах, где значительная часть взрослого населения (до 40%) остается неграмотной.

Помимо структурных изменений происходят необычные каче­ственные преобразования уровня и профиля всех видов работни­ков. Дело в том, что НТР потребовала формирования тружеников нового типа. Прежде всего сейчас приходится отказываться от од­ностороннего развития, узкой специализации людей и расширять профиль их квалификации. В связи с этим в соответствующих учебных заведениях рабочие получают общетехнические знания, инженеры — общенаучную подготовку, и на этой широкой базе они легче осваивают более узкие профессии и специальности.

В новой экономике задействован более сложный труд. Для освое­ния достижений НТР требуются, как минимум, общее среднее образо­вание и дополнительная профессиональная подготовка. Примечатель­ны такие данные:

  • В США сейчас у большинства работников обучение составляет 13,5 лет.
  • В Японии в старших классах 12-летней школы обучается свыше 90% молодежи.
  • В России в 2002 г. из общего числа занятых в экономике имели: высшее и неполное высшее профессио­нальное образование — 29%, среднее и начальное профессиональ­ное — 44%, среднее полное и основное общее образование — 27%.

Центр тяжести в трудовом процессе сейчас перемещается с фи­зической затраты жизненных сил человека на умственные. Интел­лектуализация труда выражается в общем высоком уровне тех­нической культуры персонала, понимании каждым работником своего места в процессе изготовления продукции, в умении точно соблюдать правила технологии и обеспечивать высокие конечные хозяйственные результаты. С переходом к информационному об­ществу непременным условием, особенно для инженерно-техни­ческих, исследовательских и управленческих работников, стано­вится совершенное знание информатики и овладение навыками использования компьютерной техники.

Высокий динамизм технологических нововведений вызвал не­обходимость создания на предприятиях и в общественном масш­табе системы непрерывного образования кадров. Каждому работ­нику вменяется в обязанность регулярно пополнять и обновлять свои профессиональные знания, проходя обучение в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации.

Стало быть, в последние десятилетия произошли необычайно глу­бокие количественные и качественные перемены на рынке труда. Это, естественно, сильно повлияло на цену продаваемого на нем товара.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)