Система рынков

Система рынков — это единая совокупность множества рынков различного назначения. Та­кая совокупность образовалась под воздействием ряда факторов.

Во-первых, в условиях индустриального и постиндустриаль­ного производства многократно расширилось рыночное про­странство в следующих направлениях:

  • натуральное производство в широких масштабах преврати­лось в товарное хозяйство
  • рабочая сила основной части трудящихся стала предметом купли-продажи
  • быстро развилась сфера оплачиваемых духовных благ и услуг
  • конечные результаты научных исследований (научные и опытно-конструкторские разработки) превратились в товарный продукт

Во-вторых, современное производство создает огромное коли­чество разнообразных полезных благ, удовлетворяющих потреб­ности всесторонне развитого человека.

В-третьих, широкое развитие акционерных обществ привело к тому, что акции и другие ценные бумаги продаются на особом рынке ценных бумаг.

По теме:  Лекции по трейдингу: Паттерны

В-четвертых, ускорившийся рост международных экономических связей потребовал создания развитого рынка иностранных валют.

Наконец, усилившееся во второй половине XX в. обществен­ное разделение труда вышло за пределы производства и охватило рыночную сферу. В ней возникли специализированные рынки, ко­торые продвигают особые товары и услуги до их потребителей.

Стало быть, развившийся во второй половине нынешнего сто­летия рынок немыслим без системы разделения труда в сфере обращения (купли-продажи товаров). В последней проявляются крупные виды хозяйственной деятельности: общее (между круп­ными отраслями или сферами) и особенное (между подотраслями и видами торговых предприятий) разделение труда. Общее рас­членение рынка наглядно представлено на рисунке:

Современная рыночная система

Рис. Современная рыночная система

В системе рынков достаточно определенно выделяются следу­ющие крупные отрасли:

По теме:  Оптовый рынок
  • рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и не­продовольственные блага, рынок жилья и т.п.)
  • рынок средств производства (здесь приобретаются веществен­ные факторы производства: оборудование, транспортные сред­ства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.)
  • рынок услуг (сюда входят многообразные виды коммуналь­ного и бытового обслуживания, финансовые и страховые опера­ции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги)
  • рынок труда (для работодателей и наемных работников)
  • рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в про­изводстве)
  • рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях)
  • рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других докумен­тов, приносящих доход)
  • рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностран­ных денежных единиц и денежные расчеты с другими государ­ствами)
  • рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интел­лектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.)
По теме:  Типы рынков

Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необы­чайно повысило их активную экономическую роль. Рынок обес­печивает производство всей совокупностью субъективных, мате­риальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Все крупные производственные отрасли силь­но зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики. Этим не отрицается вообще значение товарного про­изводства. Речь идет только о новом состоянии экономического организма, когда все его клетки испытывают воздействие рыноч­ных отношений.

Во второй половине XX в. степень развития каждой нацио­нальной системы рыночных связей получила новое измерение. Сейчас различают закрытое и открытое национальные хозяйства. Закрытая экономика отличается тем, что все блага и услуги про­изводятся и потребляются внутри страны. Открытым является такое хозяйство, в котором часть продукции создается для внут­реннего потребления, а оставшаяся доля продается за рубежом. Вместе с тем государство закупает товары и услуги, изготовлен­ные в иных странах.

По теме:  Формула рыночной связи

Переход от закрытой к открытой экономике связан с развити­ем форм и типов взаимодействия участников как национального, так и мирового рынков.

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...