Конспект экономиста:)

Меню

Смешанное регулирование национального хозяйства и его варианты

нет комментариев

Тип смешанного регулирования национального хозяйства имеет следующие специфические черты:

  • Во-первых, новый хозяйственный меха­низм органически соединяет устойчивость государственного уп­равления, необходимую для удовлетворения общественных по­требностей (нужд нерыночного сектора и социальной сферы) и гибкость рыночного саморегулирования, что требуется в особен­ности для удовлетворения многообразных и быстро меняющихся личных запросов.
  • Во-вторых, только тип смешанного регулирования позволяет оптимально сочетать высшие макроэкономические цели: эффек­тивность хозяйствования, социальную справедливость, ста­бильность экономического роста.
  • В-третьих, новый регулятор способен сбалансировать сово­купный спрос и совокупное предложение. Для этого требуется со­гласованно привести в действие все рычаги и стимулы хозяйство­вания на уровнях микро-, мезо- и макроэкономики.

Итак, во всех странах с высокоразвитой экономикой имеются общие основы третьего типа хозяйственного механизма. Границы распространения смешанной системы регулирования определя­ются двумя крайними вариантами:

  • а) стихийно саморегулиру­ющимся рынком
  • б) централизованным планово-государствен­ным управлением.

Но во второй половине 1980-х гг. таких пре­дельных случаев уже не было. Поэтому во всех странах можно было обнаружить смешанную — по типу макрорегулирования — экономику.

Между тем в разных странах имеются свои варианты хозяйствен­ного механизма. Они различаются по следующим показателям:

  • сферам действия рынка и государства
  • функциям регуляторов
  • формам и методам государственного управления хозяйством

Практически невозможно рассмотреть множество вариантов смешанного типа регулятора. Мы ограничимся анализом двух мо­делей, которые показывают практические пределы развития сме­шанной системы управления экономикой:

  1. с минимальным участием государства в регулировании национального хозяйства
  2. с максимально допустимым участием государства в хозяйст­венном механизме (при сохранении рынка)

Модель с минимальным участием государ­ства в регулировании экономики

Первой будет модель с минимальным участием государ­ства в регулировании экономики. В ней преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение, например, в США. Здесь примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

Минимальные функции государства в регулировании экономики
Рис. Минимальные функции государства в регулировании экономики

В данной модели «смешанной экономики» государство выполня­ет в первую очередь минимально необходимые функции.

Прежде всего делом государства является обеспечение эконо­мики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию.

Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные по­следствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано:

  • а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью спе­циального налога
  • б) предотвращать «социальные выбросы» (про­водить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопас­ность)
  • в) административно запрещать производственную деятель­ность, наносящую вред здоровью людей
  • г) обязывать предприни­мателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды

Особая задача государства —управление нерыночным секто­ром национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о нацио­нальной обороне, государственном управлении, единой энерге­тической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.

На практике даже минимальное участие государства в экономи­ческом макрорегулировании предполагает выполнение ряда задач. К ним относятся:

  • а) обеспечение правовой базы, способствующей эффективному развитию рынка
  • б) защита конкуренции
  • в) пере­распределение доходов и богатства
  • г) влияние на распределение ресурсов в целях улучшения структуры национального продукта
  • д) контроль за уровнем занятости и инфляции, а также поощре­ние экономического роста. При регулировании национального хо­зяйства государство применяет преимущественно не админист­ративные, а экономические методы.

Модель с максимально допустимым участием государства в хозяйст­венном механизме (при сохранении рынка)

Другая модель смешанного хозяйственного механизма, ко­торую мы рассмотрим, предполагает максимально допустимое государственное регулирование.

Данная модель основывается на значительном развитии госу­дарственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под го­сударственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии и др.

В таком случае государство осуществляет ряд основных функ­ций.

Максимально допустимые функции государства
Рис. Максимально допустимые функции государства

Прежде всего государство способствует эффективной хозяй­ственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм:

 

  • разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодатель­ство, устанавливающее «правила игры» всех бизнесменов (созда­ется правовая основа предпринимательства, деятельности бирж, банковской системы, налогообложения и др.)
  • обеспечивает сохранность рыночных связей (преодоление монополизации экономики, антиинфляционная политика, меры по сокращению государственных расходов и уменьшению бюд­жетного дефицита и др.)
  • улучшает положение дел на отдельных видах рынков (повы­шает конкурентоспособность национального капитала на внутрен­нем и международном рынках путем осуществления общенацио­нальных программ научно-технического прогресса, поощрения экспорта капитала и товаров и т.п.)

Далее, государство старается стабилизировать экономическое развитие: сглаживать взлеты и падения деловой активности, сдер­живать безработицу, поддерживать устойчивый экономический рост. В период кризисного спада оно увеличивает выплаты посо­бий по безработице, расширяет возможности получения кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного подъема сокращаются пособия безработным, уменьшается объем государственного кредита, повышается норма процента.

Государство регулирует социальные отношения. Особое вни­мание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной зара­ботной платы, следит за обязательным заключением коллектив­ных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а так­же проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности на­селения, принимаются меры к развитию образования, здравоох­ранения. Создавая систему социальных «амортизаторов» (смяг­чающих механизмов), государство стремится снизить остроту социальных противоречий и тем самым укрепить господству­ющий общественный строй.

Повышение эффективности государственного регулирования зависит от умения использовать научные методы прогнозирова­ния и планирования. К ним в первую очередь относится научно обоснованный метод «затраты — выпуск», который разработал американский экономист, лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев. Данный метод широко применяется во многих странах.

Существо метода В. Леонтьева — в простом и кратком изложе­нии — таково. В любой стране экономика — это система из мно­гих отраслей, каждая из которых производит продукцию и пере­дает другим отраслям. Все они существуют потому, что снабжают друг друга результатами своей деятельности. Чтобы надежно про­гнозировать развитие экономики в целом, в расчет принимаются до 600—700 и более отдельных отраслей страны. Сопоставление различных соотношений производственных затрат в отдельных звеньях общей системы и предполагаемых результатов позволяет выбрать наилучший вариант.

Допустим, надо рассчитать эффективность производства хле­ба. Тогда делается расчет: сколько на одну тонну хлеба расходо­вать муки, дрожжей, молока и т.д. по всем компонентам согласно рецепту. Затем определяются трудовые затраты в нормо-часах. После этих расчетов материальных ресурсов и трудовых затрат на конкретное изделие в натуральных показателях анализируют­ся и сравниваются предполагаемые результаты в денежном выра­жении. С учетом цен и уровня заработной платы выбирается наи­более эффективный вариант выпуска конечной продукции.

Подобные расчеты В. Леонтьев проводил для Японии, Италии, Норвегии и других стран. Была подтверждена высокая эффектив­ность метода «затраты — выпуск».

При всей многовариантности смешанного типа хозяйственно­го механизма вполне очевидно: повышение эффективности мак­роэкономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и го­сударственных регуляторов народнохозяйственной пропорцио­нальности. П. Самуэльсон и В. Нордхаус пришли к важному обоб­щению:

«Эффективному и гуманному обществу требуются две составляющие смешанной системы — рынок и государство. Для эффективного функционирования современной экономики нужны обе эти половинки — одной рукой аплодировать невозможно».

Подтверждение данного вывода мы находим в опубликован­ном в 1997 г. отчете Мирового банка о мировом развитии «Госу­дарство в меняющемся мире». Обобщив данные за 50 лет, авторы доклада пришли к заключению: эффективное государство жиз­ненно необходимо для экономического процветания, развития об­разования и здравоохранения. Они видят роль государства не как непосредственного участника экономического роста (в отличие от практики «нового курса» Ф. Рузвельта и кейнсианского учения), а в качестве гаранта (поручителя):

  • а) основ законности
  • б) полити­ческой и макроэкономической стабильности
  • в) социального обеспечения и образования
  • г) защиты окружающей среды

Примечательно, что к концу XX столетия в деятельности госу­дарств ведущих стран мира усилилось внимание к социальной сфере. На первый план вышли проблемы человеческого капитала — образо­вания и здравоохранения. Так, в США, занимающих лидирующее положение в решении этих проблем, осознают, что достигнутый ими уровень материального производства и потребления требует глубо­ких социальных перемен. Развитие же социальных структур — не только результат, но и условие высокой эффективности экономики.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)