Сущность и функции рынка

Знакомство с рыночными отношениями начнем с простейшего определения рынка, а за­тем перейдем к более сложным понятиям.

Рынок — это совокупность сделок купли и продажи товаров и услуг. В такие сделки повседневно вступает каждый, когда, на­пример, покупает продукты в магазине или уплачивает за проезд на общественном транспорте, приобретает билет в кино или на стадион. Если иметь в виду территориальные границы данного явления, то различают:

  • местный (в пределах села, города, ре­гиона)
  • национальный (внутренний)
  • мировой рынки

Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмот­реть его в рамках более широкой системы — товарно-рыночного хозяйства. Оно состоит из двух подсистем: товарного производ­ства и рынка, которые воссоединяются с помощью прямых и об­ратных связей.

По теме:  Понятие рыночной структуры

Исходное звено общей системы — производство товаров — оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направ­лениям:

  • в производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен
  • в самом производстве создается новая стоимость — ожида­емые доходы участников рыночных сделок
  • в силу общественного разделения труда, на котором осно­вывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами

В свою очередь рынок оказывает обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

Первая функция состоит в том, что рынок соединяет сферы производства и потребления. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а область потребления окажется без благ, удовлетворяющих запросы людей.

По теме:  Биткоин Голд. Будет ли рост? Когда покупать?

Другая функция рынка — выполнение роли главного контро­лера конечных результатов производства. Именно в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере качество и ко­личество созданных продуктов соответствуют нуждам покупате­лей. Кроме того, рынок проводит, так сказать, экзамен по эконо­мике: для продавцов — доходно или убыточно продавать данные товары, для покупателей — разорительно или выгодно их приоб­ретать?

Наконец, важная функция рынка проявляется в том, что ры­ночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов и покупателей. Взаимосвязь этих интере­сов строится на принципе, который сформулировал А. Смит:

«Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…».

Это предполагает:

  • обмен нужными друг другу полезностями
  • эквивалентность (равноценность) рыночной сделки
По теме:  Биткоин Silver и Platinum. Новые форки и биток на 7000. Обзор

Описанные здесь функции рынка свойственны ему, скорее всего, в начальный период его существования — в доиндустриальную эпоху. Тогда рынок был в неразвитом — слитном, нерасчлененном состоянии. Это вполне соответствовало слабому развитию товар­ного производства, поставлявшему для продажи сравнительно не­большое количество продуктов.

Если человек прожил всю жизнь в российской деревне или не­большом городе, то ему трудно понять, как преобразился извест­ный ему с детства рынок в конце XX столетия. Почему сейчас говорят не просто о рынке, а о системе рынков?

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика