Конспект экономиста:)

Меню

Сущность и виды рыночной монополии

2 комментария

Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция видов монополий.

С учетом степени охвата экономики

В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол­ный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства также образуется абсо­лютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения

Естественная монополия

Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградни­ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею­щие особо важное и стратегическое значение для всего общест­ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от боль­ших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальная монополия

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образу­ются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

  • а) патентная система. Под патентом подразумевается свиде­тельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патен­том также именуется документ, дающий право на занятие про­мыслом, торговлей
  • б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­ственники получают исключительное право продавать или раз­множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода
  • в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, симво­лы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать заре­гистрированные торговые знаки)

Искусственная монополия

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по­лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен­но меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы­рья и энергоносителям
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эф­фект от роста масштаба производства)
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Искусственная монополия

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: кар­тель, синдикат, трест и концерн.

  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продук­ты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продук­ции, продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй­ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  • Трест — монополия, в которой создается совмест­ная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промыш­ленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого го­ловная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все­ми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведе­нии финансовых или коммерческих операций большого масштаба.

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)