Сущность и виды рыночной монополии

Монополия (от греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классифика­ция видов монополий.

С учетом степени охвата экономики

В масштабе определенной отрасли — абсолютная (полная) монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет пол­ный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В масштабе национального хозяйства также образуется абсо­лютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

По теме:  Сущность и виды конкуренции: Реферат

Монопсония (абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения

Естественная монополия

Ею обладают собственники и хозяй­ственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградни­ки). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имею­щие особо важное и стратегическое значение для всего общест­ва (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от боль­ших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальная монополия

Легальные (от лат. legalis — законный) монополии образу­ются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций:

  • а) патентная система. Под патентом подразумевается свиде­тельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патен­том также именуется документ, дающий право на занятие про­мыслом, торговлей
  • б) авторские права, согласно которым интеллектуальные соб­ственники получают исключительное право продавать или раз­множать свои произведения в течение всей жизни или какого-то периода
  • в) торговые знаки — специальные рисунки, названия, симво­лы, которые позволяют идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать заре­гистрированные торговые знаки)
По теме:  Национальные и международные картели

Искусственная монополия

Под этим условным названием (которое отделяет эти организации от естественных монополий) имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради по­лучения монополистических выгод. Эти монополии преднамерен­но меняют структуру рынка:

  • создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм
  • ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вош­ли в монополистическое объединение) доступ к источникам сы­рья и энергоносителям
  • создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии
  • применяют более крупный капитал (дающий больший эф­фект от роста масштаба производства)
  • «забивают» новые фирмы хорошо поставленной рекламой

Искусственная монополия

Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм: кар­тель, синдикат, трест и концерн.

  • Картель — союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продук­ты производства, а созданные изделия сами продают на рынке, договариваясь о квоте — доле каждого в общем выпуске продук­ции, продажных ценах, распределении рынков и др.
  • Синдикат — объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяй­ствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция сбывается как общее достояние через созданную для этого контору.
  • Трест — монополия, в которой создается совмест­ная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн — союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промыш­ленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого го­ловная фирма организует финансовый (денежный) контроль за все­ми участниками. Консорциум — временное соглашение между несколькими банками или предприятиями о совместном проведе­нии финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
По теме:  Конкуренция. Сущность и виды

Сущность и особенности всех видов монополистических объе­динений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Монополия на землю. Экономическая сущность земельной ренты Ограниченность земли объясняет существование монополии на землю. Различают два вида монополии на землю: Монополия на землю, как на объект хозяйствования Как и другие факторы производства земля требует издержек и приносит своему владельцу доход. За пользование землёй собственник земли взимает особый вид платы - ренту. Земельная рента - это плата за право пользования земельным участком.Взяв земельный участок в аренду, арендатор получает право прилагать к земельному участку капитал. Никто другой кроме него этим правом не обладает. Монополия на землю, как на объект хозяйствования, действует в течении всего срока аренды. Так как земельные участки обладает качественной не однородностью и разным месторасположением, то владельцы средних и лучших участков могут получать дополнительную прибыль. Источником этой прибыли является не труд, а качественные характеристики земли. Прибыль взимаемая арендатором распадается на две части: первая часть уплачивается собственнику з...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
Конкуренция: понятия, условия, формы и методы: Курсовая работа Тема: Конкуренция: понятия, условия, формы и методы Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2009 Страниц основного текста: 36 Количество источников литературы: 18 Размер: 322 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Трактовка понятия конкуренции в экономической науке Правовое регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции Модели рыночных структур Виды конкуренции ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Методика исследования конкуренции на российском рынке Текущие задачи антимонопольного регулирования в Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг. Скачать...