Тенденции современного рынка

В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка.

Долгое время авторы учебников «экономике» изображали взаи­моотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не способных влиять на рыночную цену Сейчас же, по оценке П. Самуэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия:

«имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство рынков в современной экономике в действительности находятся под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Добро пожаловать в реальный мир — мир несовершен­ной конкуренции».

Что же это за новый мир? Его можно понять, если выявить тенденции, которые свойственны развитию монополии и конку­ренции во второй половине XX в.

По теме:  Особенности рынка ценных бумаг в России

Усиление монополизации рынка

Первая тенденция — к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция выз­вала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хо­зяйства. Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электриче­ской и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальной эко­номике возник монополистический по своей природе государ­ственный сектор.

Обострение конкуренции

Вторая тенденция — к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенство­вание технической базы производства. В связи с этим в странах с новой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в об­ласти внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охва­тывая все страны с открытой экономикой.

По теме:  Ethereum цель 400 и выше...

Последствия современных тенденций

Таким образом, на исходе XX столетия сложилась парадок­сальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои пози­ции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двух указанных тенденций?

  • Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих мо­нополий. Для конца XIX — первой половины XX в. традицион­ным было стремление монополий тормозить применение научно- технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока ис­пользуют патентное право для обновления технологии.
  • Во-вторых, внедрение достижений научно-технической рево­люции требует крупных материальных затрат. Как правило, та­кие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, ти­пичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первен­ства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
  • В-третьих, в последние годы важное значение приобрело уча­стие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкурен­ции, направленной на завоевание мирового рыночного простран­ства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а так­же обеспечивает их другими экономическими преимуществами.
По теме:  Монопольные ресурсы

Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показа­тели 46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия — с 5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необыч­ный синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание) конку­ренции и монополии.

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика