Теории стоимости (ценности) и практика

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучше выявить их общий характер и понять их практическое значение.

Рассмотренные до этого обе стороны сделки купли-продажи товара невозможно разорвать на отдельные части. Почему же та­кая сделка возможна только как единое целое?

Вряд ли вызывает сомнение, что товарный обмен совершается благодаря соблюдению следующих условий, соединяющих про­тивоположные стороны:

  • а) приобретаемые покупателем блага имеют для него цен­ность, поскольку удовлетворяют его потребности
  • б) товары имеют созданную трудом стоимость (издержки тру­да и материальных ресурсов), что подтверждается, в частности, получением продавцом определенной суммы денег
  • в) величина стоимости и ценность товара прямо зависят от ка­чества вещи и ее редкости
По теме:  Понятие и цели ценовой политики

Важно отметить, что в современной хозяйственной практике широко развит маркетинг — деятельность фирм, позволяющая, в частности, лучше учитывать субъективные запросы и предпочте­ния потребителей. Покупателю предоставляется все больше возможностей выбирать наиболее подходящие лично для него блага.

Вместе с тем среди экономистов общепризнанным является разработанный английскими классиками политической экономии принцип сравнительного преимущества. Чтобы определить, вы­годно ли производить товары в определенной стране или ввозить из других государств, экономисты сравнивают затраты ресурсов, в том числе труда (в часах рабочего времени) на изготовление оди­наковых изделий. Этот же принцип позволяет также определить эффективность производства в сопоставляемых странах. Приме­ром тому служат сведения о величине стоимости ряда основных продуктов в России и других государствах на начало 1990-х гг.

По теме:  Методы ценообразования, ориентированные на учет в цене уровня спроса и конкуренции

Таблица. Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени на единицу товара)

Наименование товара Россия Польша Германия
Говядина, кг 3,4 1,7 0,3
Мясо животное, кг 5,3 2,0 0,25
Молоко, л 0,7 0,2 0,03
Яйцо, десяток 1,3 0,8 0,05
Сахар, кг 1,3 0,4 0,08
Картофель, кг 0,5 0,1 0,04
Сорочка мужская, шт. 11,2 8,3 0,57
Ботинки мужские, пара 48 16 3,0
Холодильник, шт. 596 143 21
Бензин автомобильный, л 0,5 0,3 0,06

Единицы измерения полезности

Между тем еще в XIX в. новоклассики полагали, что суще­ствует некий количественный измеритель счастья, или полезнос­ти, для каждого человека. Единица измерения полезности была названа ютиль (от англ. utility — полезность). Чем больше ютилей приобретал на рынке потребитель, тем большую порцию сча­стья он якобы получал.

По теме:  Ценовая политика в АПК

По поводу такого поведения покупателя профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) заметили следующее:

«…Труд­но поверить, что на самом деле существует некая мера счастья, которую можно использовать для доказательства такого рода ут­верждений: «Дик стал бы в два раза счастливее, если бы съел еще одну шоколадку»».

Ютиль была признана вымышленной едини­цей измерения, не пригодной для рыночной практики.

Но в обычных условиях рыночного обмена непосредственно соизмерять товары невозможно также при помощи стоимости и ее внутреннего мерила — рабочего времени. Поучителен такой факт. В 1920-е гг. в нашей стране была предпринята попытка ввес­ти в качестве общей меры всех продуктов так называемые треды — трудовые деньги. На них было обозначено количество отработан­ных на предприятии часов. Однако участники рынка с большим недоверием отнеслись к этому эксперименту, и он провалился.

По теме:  Закон спроса по цене

А. Смит верно подметил:

«Товары чаще обмениваются, а пото­му и сравниваются с другими товарами, а не с трудом… К тому же большинство людей лучше понимают, что означает определенное количество какого-нибудь товара, чем определенное количество труда. Первое представляет собою осязательный предмет, тогда как второе — абстрактное понятие, которое хотя и может быть объяснено, но не отличается такой простотою и очевидностью».

Стало быть, всякие попытки использовать научное понятие «рабочее время» (как измеритель стоимости) или «полезность» для практического налаживания рыночного обмена в принципе неосуществимы.

Тогда возникает вопрос: можно ли выбраться из этой явно ту­пиковой ситуации? Ответ мы сможем найти, если доступное всем мерило равноценного обмена станем искать в совершенно иной области. Речь идет о непосредственном рыночном обмене.

По теме:  Способы обоснования цены в примерах
Измерение темпов инфляции. Индекс цен Инфляция измеряется с помощью статистического показателя — индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специально­го набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия: Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзи­на» — набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Напри­мер, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских то­варов и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992—2000 гг. содержа­ла несравненно меньшее количество благ: 70 основных продук­тов питания, только 20 непродовольственных товаров и мини­мальный набор платных услуг. Устанавливается «базовый период» — стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последу­ющее время. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (сум­марная цена всего набора товаров и услуг) для базов...
Закон спроса по цене Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя? Опять предположим, что на том же местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса. Табл. Шкала спроса Цена 1 кг яблок, руб. Покупатели готовы купить, т 2 25 5 15 8 9 10 6 15 4 20 2 Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам заданный период. Анализ этой шкалы позволя­ет легче выявить зависимость индивидуального спроса от рыноч­ной цены. Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость спроса (С) одного покупателя от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны част­ного покупателя. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991—2003 гг. привело к сокращению объе­ма подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже ры­ночная цена, тем больше спрос. Такая количествен...
Влияние спроса и предложения на мировые цены В рыночном хозяйстве цена складывается под влиянием спроса и предложения. Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается разновесная цена, которая приемлема и для продавца и для покупателя. Рассмотрим следующие случаи: спрос весьма велик, мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства. Это позволит производителям в этих странах тоже выходить на мировой рынок и получать прибыль. В странах со средними и лучшими условиями производства прибыль производителя будет достаточно высока. Это в свою очередь будет стимулировать вложение капитала в производство этого товара, наступит рост производивства. Это постепенно приведет к снижению цены и установлению ее на уровне средних в мировом масштабе издержек производства; масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них. В этом случае мировую цену опред...
Сущность и функции цен ⚡ Цена ⚡ является одним из главных ориентиров субъектов хозяйства в рыночных условиях. Цену можно определить как сумму себестоимости единицы продукции (С) и прибыли (П): Ц=С+П. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Или, цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара. В связи с этим есть цены продавца и покупателя. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющееся в процессе их обмена. В этом определении подчеркивается связь цены товара с ее полезностью и то, что цена проявляется только в условиях обмена. Равновесные цены - это цены, сформировавшиеся под воздействием спроса и предложения. Функции цен Измерительная – измеряет стоимость товаров. Выражает ОНЗТ на производство продукции. Регулирующая – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Распределительная – повышение или понижение цен ведет к перераспределению прибыли между отраслями, предприятиями и населением. Конт...
Цена земли ⚡ Цена земли ⚡ зависит от многих факторов: Размера земельного участка. Плодородия. Местоположения. Размера экономической ренты, которая определяется плодородием и местоположение участка. Ссудного процента. Покупая землю покупатель всегда делает выбор - купить земельный участок или положить деньги в банк чтобы иметь ссудный процент. Землю имеет смысл покупать только тогда, когда она приносит ренту не меньше чем ссудный процент. По своей экономической сути, цена земли - это дисконтированая рента. Уравнение для расчёта цены земли: Ц.з. = (R / %сс) *100 , где Ц.з. - цена земли R - рента %сс - ссудный процент Например: земельный собственник получает ежегодную ренту 200.000 р., а норма ссудного процента составляет 20%. В таком случае цена земли равна: Ц.з. = 200/20 * 100 = 1.000.000 р. Если известна арендная плата, которую может получить собственник, то таким же образом определяются цены квартир и площадей производственного назначения. Спрос на ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика