Типы рынков

Рынок в одном важном отношении прямо проти­воположен натуральному хозяйству. В этом хо­зяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принци­пе способен обеспечить его участникам максимальную степень экономических свобод.

Данные свободы позволяют покупателю выбирать интересу­ющие его товары из множества взаимозаменяемых и независи­мых благ. Потребитель может также отыскать тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Про­давец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными от продажи деньгами по своему ус­мотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений вы­бирать условия торговой сделки.

По степени развитости этих и иных хозяйственных свобод рынки можно подразделить на три типа:

  • свободный
  • неле­гальный
  • регулируемый
По теме:  Классификация рынков

Свободный рынок

Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании, о котором сказано выше. Между тем определение «свободный рынок» требует уточнения в двух отно­шениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для его участников. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость). Так, продав­цы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу это­го на свободном рынке экономические связи строятся только по го­ризонтали. Между контрагентами (от лат. contrahens — договари­вающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливаю­щего права и обязанности для обеих сторон на какой-то срок).

По теме:  Понятие инфраструктуры рынка

Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно при­знать, что такая свобода имеет неприглядную сторону. Из-за свое­волия субъектов рынка и несоблюдения ими «правил игры» этот тип рынка получил нелестные названия — «дикий», «нецивили­зованный».

Нелегальный рынок

Второй тип рынка — нелегальный — близок по характеру по­ведения его участников к первому типу Но они существенно раз­личаются между собой. Нелегальный рынок включает в себя его разновидность — теневую торговлю. Она ведется с нарушением законов и правил купли-продажи обычных товаров (при отсут­ствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок. На нем подпольно торгуют товарами, которые законом запреще­но реализовывать (например, наркотики, оружие).

По теме:  Может ли компания долгое время удерживать доминиру­ющее положение на рынке?

Первому и второму типам рыночных отношений присуща оп­ределяющая черта — стихийность, нерпредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают ос­новные черты начальной фазы капитализма в рыночной сфере:

  • на рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий
  • предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с покупателями
  • сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению

Такое положение было характерно для рыночного обмена XV—XIX вв. Но в XX в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений.

Регулируемый рынок

Рынок третьего типа — регулируемый, подчиненный опреде­ленному порядку, который закреплен в правовых нормах и под­держивается государством. Такой порядок обусловлен объектив­ными причинами.

По теме:  Сущность рыночных отношений

Прежде всего важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок, подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся за­благовременно обеспечить себе рынки сбыта, охотно идут на вы­полнение выгодных им государственных заказов. Характерно, что по предварительным заказам фирм и государства в США реали­зуется, например, до 60% автомобилей, до 100% станков.

Примечательно, что М. Аллэ ввел понятие «экономика рынков», подчеркнув, что в ней строго соблюдаются определенные правила. М. Аллэ пришел к выводу:

«Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и поли­тического попустительства… Реальность состоит в том, что эко­номика рынков неотделима от институциональных рамок, в которых она работает».

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...