Закон предложения по цене

Есть ли причинно-следственная связь между рыночной ценой и предложением?

Предположим, что на каком-то местном рынке продаются яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок будет возрастать. Это показано на условном примере в шкале предложения.

Табл. Шкала предложения

Цена 1 кг яблок, руб. Продавцы готовы продать, т
20 25
15 15
13 9
10 6
8 4
5 2

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы го­товы продать по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают зависимость предложения от цены.

Закон предложения по цене характеризует следующую коли­чественную зависимость предложения (П) от цены (Ц). Чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продук­тов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже предложение.

По теме:  Сущность и функции цен

Данную взаимосвязь можно наглядно представить на графике. На вертикальной оси будем отражать количественные данные, ка­сающиеся независимой переменной (причины изменений). По го­ризонтальной оси указываются данные относительно зависимой переменной (следствия перемен).

Закон предложения по цене иллюстрируется на известном при­мере с продажей яблок. По оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс — количество яблок, которое продавец готов продать. Кривая П1 — П2, на графике показывает, как с ростом рыночной цены отдельные производители увеличи­вают объем продажи, и, наоборот, как предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Кривая предложения по цене

Степень изменения объема предложения в ответ на увеличе­ние рыночной цены характеризует эластичность (гибкость) пред­ложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменений в зависимости от динамики цены. Мерой этого из­менения является коэффициент эластичности (Кп):

Кп = Рост объема предложения, % / Рост цен, %

Эластичное и неэластичное предложение по цене

Предложение по цене бывает эластичным и неэластичным. Это различие особенно важно для производителя продукции, который заранее прогнозирует степень эластичности новых изделий.

По теме:  Совокупное предложение и его факторы

Эластичным предложение становится, когда его величина из­меняется на больший процент, чем цена. Как показывает опыт многих стран, коэффициент эластичности предложения — при ус­ловии равновесия цен и за длительный период — имеет тенден­цию к возрастанию, т.е. рост цен на определенную величину в несколько большей степени вызывает увеличение производства.

Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или снижении рыночных цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка элас­тичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение слабо изменяется (по сравнению со спросом), ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых из­делий, перераспределять в связи с этим ресурсы для изменения ко­личества выпускаемых товаров. Следовательно, знание динамики коэффициента эластичности предложения полезно для предвиде­ния объема производства в зависимости от изменения цен.

По теме:  Понятие и цели ценовой политики
Паутинообразная модель Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием. Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1), где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Возможны три...
Рыночное равновесие спроса и предлодения Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения пре...
Взаимодействие спроса и предложения Ранее мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предлож...
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равны...
Измерение темпов инфляции. Индекс цен Инфляция измеряется с помощью статистического показателя — индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специально­го набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия: Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзи­на» — набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Напри­мер, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских то­варов и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992—2000 гг. содержа­ла несравненно меньшее количество благ: 70 основных продук­тов питания, только 20 непродовольственных товаров и мини­мальный набор платных услуг. Устанавливается «базовый период» — стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последу­ющее время. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (сум­марная цена всего набора товаров и услуг) для базов...