Законы монополистического ценообразования

Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, вы­ражающие зависимость цены от предложения и спроса.

Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в сво­их интересах используют закон рыночной цены по массовому предложению. Они намеренно уменьшают продажу сво­их товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искус­ственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту цены по предложению. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производя­щие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен моно­полия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от умень­шения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более вы­соком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от про­дажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выго­ду и давала возросшую сумму дохода.

В свою очередь монопсония, закупающая большие партии то­варов у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по массовому спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и созда­вая его большие запасы, монопсония в период сбора нового уро­жая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продук­цию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что яв­ляется результатом преднамеренного создания зоны избытка сбы­ваемой продукции.

По теме:  Цена земли

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издав­на закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких това­ропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низ­ких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно рас­ходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, ко­торые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличивают­ся цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью ко­торого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

По теме:  Максимизация прибыли чистого монополиста

В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно ши­роко в период индустриализации народного хозяйства. Государ­ство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало от­носительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем на­несло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на про­мышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйствен­ную продукцию.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанав­ливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, моно­полистические объединения экономическими и другими метода­ми решительно расправляются с конкурентами. Назовем некото­рые из этих способов:

  1. Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входя­щими в монополистическое объединение). Монополии предлага­ют зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
  2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо­вым» ценам с целью разорения конкурента.
  3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независи­мым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
  4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на про­дукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно при­меняет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
  5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.
  6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоедине­ния» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жес­токих приемов: подделывают продукцию конкурентов, наруша­ют патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фир­мы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами вплоть до поджогов помещений, террористических ак­тов и заказных убийств.
По теме:  Сущность и функции цен

Антимонопольная политика и регулирование конкурентного рынка

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы от­ношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимоно­польного законодательства, которое подрывает рыночную власть абсолютных монополий.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям:

  • Первое направление: предотвращается абсолютная монопо­лизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение тор­говли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, рав­ной или превышающей 60%.
  • Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законода­тельство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).
  • Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).
  • Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конку­ренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «не­честные», или «обманные», способы соперничества—демпинг, при­менение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.
По теме:  Ф. Хайек о конкуренции

Любопытно, что к числу «нечестной» конкуренции в США и Англии практически относят использование «шпаргалок» и спи­сывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриен­ты разоблачают такие действия, за которые следуют серьезные наказания.

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополис­тические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о мо­нополистических действиях, которые совершены путем установ­ления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также, например, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на ры­нок, устранение с него других субъектов экономической деятель­ности, установление или поддержание единых повышенных или пониженных монополиями цен (ст. 178 УК РФ).

По теме:  Планирование цены

Из всего сказанного в данной главе можно сделать два обобщения.

  • Во-первых, в начальный период капитализма в ряде стран (XVIII—XIX вв.) преимущественное развитие получила свобод­ная конкуренция.
  • Во-вторых, в конце XIX — начале XX в. про­изошли широкая абсолютная монополизация рынка и вытесне­ние свободной конкуренции.

Какие формы взаимодействия участников рынка появились во второй половине XX столетия в высокоразвитых странах? Какую новую роль играют конкуренция и монополия на современном рынке? Об этом речь пойдет далее.

Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Измерение темпов инфляции. Индекс цен Инфляция измеряется с помощью статистического показателя — индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специально­го набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия: Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзи­на» — набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Напри­мер, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских то­варов и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992—2000 гг. содержа­ла несравненно меньшее количество благ: 70 основных продук­тов питания, только 20 непродовольственных товаров и мини­мальный набор платных услуг. Устанавливается «базовый период» — стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последу­ющее время. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (сум­марная цена всего набора товаров и услуг) для базов...
Монополия на землю. Экономическая сущность земельной ренты Ограниченность земли объясняет существование монополии на землю. Различают два вида монополии на землю: Монополия на землю, как на объект хозяйствования Как и другие факторы производства земля требует издержек и приносит своему владельцу доход. За пользование землёй собственник земли взимает особый вид платы - ренту. Земельная рента - это плата за право пользования земельным участком.Взяв земельный участок в аренду, арендатор получает право прилагать к земельному участку капитал. Никто другой кроме него этим правом не обладает. Монополия на землю, как на объект хозяйствования, действует в течении всего срока аренды. Так как земельные участки обладает качественной не однородностью и разным месторасположением, то владельцы средних и лучших участков могут получать дополнительную прибыль. Источником этой прибыли является не труд, а качественные характеристики земли. Прибыль взимаемая арендатором распадается на две части: первая часть уплачивается собственнику з...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика