Конспект экономиста:)

Меню

Законы монополистического ценообразования

нет комментариев

Господство монополий на рынке приводит к тому общепризнанному следствию, что они сами устанавливают рыночную цену. При этом своеобразно используются законы, вы­ражающие зависимость цены от предложения и спроса.

Так, монополии, продающие товары в массовом порядке, в сво­их интересах используют закон рыночной цены по массовому предложению. Они намеренно уменьшают продажу сво­их товаров (снижают объем предложения), чтобы создать искус­ственный дефицит продуктов. Нехватка рыночных благ ведет к росту цены по предложению. Так, в последние годы нередко в России и других странах предприятия-монополисты, производя­щие и сбывающие бензин, резко сокращали продажу моторного топлива, с тем чтобы при повышенном спросе на него поднять цену по предложению.

При каждом возобновлении процедуры повышения цен моно­полия, разумеется, учитывает потери, которые она несет от умень­шения объема производства и продажи товаров. Чтобы перекрыть такую утрату дохода, она устанавливает новые цены на более вы­соком уровне. При этом монополия следит, чтобы выручка от про­дажи меньшего количества изделий покрывала упущенную выго­ду и давала возросшую сумму дохода.

В свою очередь монопсония, закупающая большие партии то­варов у мелких производителей, своеобразно использует закон рыночной цены по массовому спросу. Заранее скупая, например, сельскохозяйственное сырье по низким ценам и созда­вая его большие запасы, монопсония в период сбора нового уро­жая устанавливает низкую цену спроса на закупаемую продук­цию. Такая цена дает монопсонии желаемую выгоду. Ее выигрыш возрастает с каждым новым снижением закупочных цен, что яв­ляется результатом преднамеренного создания зоны избытка сбы­ваемой продукции.

Характерен такой пример. Монопсонии западных стран издав­на закупают дешевое сырье у предпринимателей и мелких това­ропроизводителей стран Азии, Африки и Латинской Америки. Низкие цены устанавливаются на ряд товаров традиционного африканского экспорта (чай, кофе, какао-бобы).

Наконец, фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает свой доход посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низ­ких ценах, уровни которых удаляются друг от друга подобно рас­ходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товаров. Оно характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, ко­торые — особенно в условиях инфляции — устанавливают цены на свои готовые изделия в несколько раз выше, чем увеличивают­ся цены в отраслях добывающей промышленности.

Во второй половине XX в. с расширением сферы агробизнеса в США, Франции, Великобритании и других западных странах «ножницы цен» стали одним из главных методов, с помощью ко­торого крупные фирмы вытеснили мелких и средних фермеров из сельскохозяйственного производства.

В нашей стране «ножницы цен» использовались особенно ши­роко в период индустриализации народного хозяйства. Государ­ство, выполняя роль монополии и монопсонии, устанавливало от­носительно высокие цены на промышленные изделия и очень низкие закупочные цены на сельскохозяйственное сырье, чем на­несло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода «ножницы цен» не устранены. Например, в 1994 г. цены на про­мышленные средства производства, выпущенные для сельского хозяйства, росли в 3 раза быстрее, чем цены на сельскохозяйствен­ную продукцию.

Совершенно очевидно, что с помощью произвольно устанав­ливаемых цен монополии собирают своего рода «дань» с других предпринимателей и населения.

Чтобы удерживать столь выгодное положение на рынке, моно­полистические объединения экономическими и другими метода­ми решительно расправляются с конкурентами. Назовем некото­рые из этих способов:

  1. Хозяйственный бойкот — частичный или полный отказ от экономических связей с аутсайдерами (предприятиями, не входя­щими в монополистическое объединение). Монополии предлага­ют зависимым от них покупателям не приобретать товары других фирм, так как они якобы худшего качества.
  2. Демпинг — преднамеренная продажа товаров по «бросо­вым» ценам с целью разорения конкурента.
  3. Ограничение продажи товаров самостоятельным (независи­мым от монополий) фирмам (например, уменьшение поставок нефти нефтеперерабатывающим заводам).
  4. Маневрирование ценами: монополия повышает цены на про­дукты, сбываемые мелким собственникам, и одновременно при­меняет тайные скидки и уступки в этом отношении для крупных покупателей.
  5. Использование финансовых средств борьбы с конкурентами.
  6. Разорение конкурентов с помощью дозволенных законом и недозволенных средств с целью их «поглощения» и «присоедине­ния» к монополии. Последние применяют широкий арсенал жес­токих приемов: подделывают продукцию конкурентов, наруша­ют патенты, копируют товарные и фирменные знаки, обманывают потребителей. Против своих рыночных противников многие фир­мы применяют «промышленный шпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентов и т.п.). Некоторые монополии не брезгуют уголовно наказуемыми методами вплоть до поджогов помещений, террористических ак­тов и заказных убийств.

Антимонопольная политика и регулирование конкурентного рынка

Уже в конце XIX в. стало очевидно, что монополистические объединения разрушают нормальные для рыночной системы от­ношения. В ответ на такие отрицательные действия в правовых и демократических государствах применяются соответствующие меры противодействия. Речь идет об осуществлении антимоно­польного законодательства, которое подрывает рыночную власть абсолютных монополий.

Во многих странах государство проводит антимонопольную политику и регулирование конкурентного рынка по следующим основным направлениям:

  • Первое направление: предотвращается абсолютная монопо­лизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение тор­говли. Так, в США в принятом в 1890 г. антитрестовском законе монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, рав­ной или превышающей 60%.
  • Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. Такое слияние усиливает абсолютную монополизацию и ослабляет конкуренцию. Правда, антимонопольное законода­тельство не приостанавливает процесс централизации в сфере производства (объединение предприятий в крупные фирмы или хозяйственные объединения).
  • Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм в повышении цен и другие подобные виды сговора).
  • Четвертое направление: сохраняется и поддерживается конку­ренция в цивилизованных формах. В связи с этим воспрещаются «не­честные», или «обманные», способы соперничества—демпинг, при­менение фальшивой рекламы продовольственных продуктов, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов и т.п.

Любопытно, что к числу «нечестной» конкуренции в США и Англии практически относят использование «шпаргалок» и спи­сывание с учебника на конкурсных экзаменах при поступлении в высшие учебные заведения. Сами законопослушные абитуриен­ты разоблачают такие действия, за которые следуют серьезные наказания.

В 1990-х гг. в России сделаны первые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Кроме того, в новом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополис­тические действия и ограничения конкуренции. Речь идет о мо­нополистических действиях, которые совершены путем установ­ления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемым признано также, например, ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничение доступа на ры­нок, устранение с него других субъектов экономической деятель­ности, установление или поддержание единых повышенных или пониженных монополиями цен (ст. 178 УК РФ).

Из всего сказанного в данной главе можно сделать два обобщения.

  • Во-первых, в начальный период капитализма в ряде стран (XVIII—XIX вв.) преимущественное развитие получила свобод­ная конкуренция.
  • Во-вторых, в конце XIX — начале XX в. про­изошли широкая абсолютная монополизация рынка и вытесне­ние свободной конкуренции.

Какие формы взаимодействия участников рынка появились во второй половине XX столетия в высокоразвитых странах? Какую новую роль играют конкуренция и монополия на современном рынке? Об этом речь пойдет далее.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)