Конспект экономиста:)

Меню

Кодекс Республики Беларусь о земле. Мониторинг земель

нет комментариев

Принятый 11.12.1990 г. и действующий с 01.01.1991 г. «Кодекс о земле» с изменениями и дополнениями пересмотрен и одобрен Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь 25.11.1998 г. и введен в действие в 1999 г. Данный до­кумент регулирует земельные отношения и направлен на созда­ние условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяй­ствования. Он состоит из 16 разделов, 17 глав и 141 статьи. В первом разделе и главе изложены основные положения зе­мельного законодательства в Республике Беларусь. Земля ха­рактеризуется как объект права собственности, даны состав зе­мель, порядок их отнесения к категориям и порядок перевода их с одной категории в другую, указаны полномочия местных Сове­тов в регулировании земельных отношений, регламентируется порядок владения и пользования землей.

Права местных Советов и Палаты представителей Нацио­нального собрания в регулировании земельных отношений определены в главе 2 Кодекса о земле. Третья глава излагает по­рядок предоставления земель во владение и пользование, чет­вертая — их изъятия. Вопросы, касающиеся аренды земли, раскрыты в главе 5. В главе 6 рассмотрен порядок прекращения и перехода права владения и права пользования землей, а в гла­ве 7 — использования земельных участков для изыскательских работ. В главе 8 «Земельный налог и арендная плата за землю» регламентируются порядок налогообложения, арендной платы за землю, использование платежей за нее, указаны льготы при взимании платы.

В разделе 2 Кодекса о земле изложены права и обязанности землевладельцев и землепользователей, а в разделе 3 — вопро­сы землевладения и землепользования граждан в Республике Беларусь. В разделах 4-8 характеризуется земля с точки зре­ния ее целевого назначения: земли сельскохозяйственного на­значения, промышленности, транспорта, связи, обороны, при­родоохранного оздоровительного, историко-культурного назна­чения, земли лесного, водного фонда и госзапаса. Раздел 9 по­священ вопросам возмещения убытков землевладельцам, зем­лепользователям и потерь сельскохозяйственного производства.

В Кодексе значительное место отведено вопросам охраны зе­мель (раздел 10), контроля за их использованием и охраной (раздел 11), а также тех земель, которые подверглись радиоак­тивному загрязнению (раздел 12). Раздел 13 посвящен Государ­ственному земельному кадастру и определяет его назначение, содержание, порядок ведения, необходимую документацию. Порядок землеустройства излагается в разделе 14. Вопросы разрешения земельных споров и ответственности за нарушение земельного законодательства рассматриваются в разделе 15, заключение — раздел 16.

Мониторинг земель — это система наблюдений за использо­ванием почв и состоянием земельного фонда, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного и других видов загряз­нений, для своевременного выявления изменения почв, опреде­ления их состояния, а также для выработки мер по предупрежде­нию и устранению последствий негативных воздействий.

Основные виды антропогенного воздействия (агрохимичес­кое, гидромелиоративное, техногенное и др.) носят региональ­ный характер, что предполагает организацию наблюдений за их проявлением на всей территории республики. Разнообразие антропогенного воздействия на земельные угодья республики определяет построение системы мониторинга земель, которая включает следующие разделы:

  1. Мониторинг земельного фонда.
  2. Агропочвенный мониторинг.
  3. Мониторинг техногенного загрязнения земель.

Они различаются спецификой параметров и методов наблю­дения, а также способом обобщения (оценки данных).

Главная задача мониторинга земель состоит в получении объективной и полной информации об изменении их состояния в региональном и локальном масштабах как единственной ос­новы для принятия решений по защите земельных угодий от нежелательных воздействии. Основной территориальной еди­ницей мониторинга является тип (класс) земель. В рамках тер­риториальной единицы и всей системы мониторинга земель осуществляются обобщение первичной информации, оценка их состояния, разрабатываются нормативы и рекомендации по их использованию и охране.

Мониторинг земель также дает возможность обеспечить за­конодательную и исполнительную власти, их органы на местах, заинтересованные предприятия, учреждения и граждан сведе­ниями о состоянии земель для организации рационального их использования, регулирования земельных отношений, обосно­вания размеров платы за землю, оценки хозяйственной дея­тельности и осуществления других мероприятий, связанных с землепользованием.

Мониторинг земель ведется по единой для страны методике и является основной частью мониторинга природных ресурсов Рес­публики Беларусь. Он обеспечивает проведение аэрофотогеодезических, топографических, почвенных, геоботанических, агрохи­мических съемок с использованием комплекса наземных, ста­ционарных и дистанционных наблюдений за процессами эрозии. Наблюдения выявляют: потери гумуса, засоления, загрязнения биологически опасными (в том числе радиоактивными) вещества­ми; переуплотнения и другие негативные изменения качествен­ного состояния земельных участков; динамику степени окультуренности используемых в сельском хозяйстве земель по комп­лексу показателей, характеризующих их плодородие.

Работы по мониторингу земель осуществляют Государствен­ный комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей сре­ды Республики Беларусь.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)