Рыночная среда и финансово-кредитное обеспечение АПК
Развитая, доступная и стимулирующая финансово-кредитная система является приоритетным условием нормального функционирования хозяйств и укрепления их конкурентоспособности. Решение данной проблемы — в трех аспектах:
- Во-первых, необходимо определить рациональный уровень бюджетного субсидирования сельского хозяйства и оптимальное количество целевых государственных программ
- Во-вторых, следует нормализовать и упорядочить банковское финансово-кредитное обслуживание сельскохозяйственных предприятий
- В-третьих, требуется осуществить комплексное финансовое оздоровление хозяйств, ликвидировать их неплатежеспособность и предотвратить возможность накопления безвозвратных долгов
Первый аспект проблемы — бюджетные субвенции — предлагается использовать консолидированно и строго по целевому назначению. В связи с этим есть необходимость скорейшего принятия пяти основных государственных программ развития АПК:
- поддержания аграрной науки
- развития селекции и семеноводства
- обеспечения племенного дела
- финансирования мероприятий по повышению плодородия земель
- субсидирования противоэпизоотических мероприятий
Остальные меры и направления стратегического, регионального и микроэкономического развития сельского хозяйства должны осуществляться в отраслевом порядке за счет их средств. Многократные, многовариантные и многолетние расчеты показывают, что на программно-целевое развитие сельского хозяйства должно направляться до 20 % расходной части государственного бюджета.
Для второго аспекта проблемы — финансово-кредитного обслуживания — важны:
- восстановление стимулирующей функции банковского кредита, в соответствии с чем эффективное и высокоокупаемое конкурентное производство должно претендовать на льготные и дополнительные кредиты под регрессивные проценты
- упрощение системы кредитования, расширение возможности и доступности кредитов для различных категорий товаропроизводителей
- восстановление роли и функций долгосрочного кредита под пилотные высокоокупаемые проекты и обоснованные бизнес-планы
- предоставление кредитов под расчеты натуральной сельскохозяйственной продукцией
- расширение практики ипотечного кредитования предприятий; создание совместных и смешанных предприятий и производств с привлечением банковских акций, капиталов и с условием участия кредиторов в прибылях
- создание кооперативных финансовых структур путем объединения свободных средств предприятий в целях взаимного льготного кредитования, а также формирование обществ взаимного кредита по продуктовому или отраслевому признаку
Указанные меры предполагается использовать в комплексе. Лишь в таком применении они дадут положительный эффект. Однако в любом случае следует иметь законодательные гарантии и экономическими мерами создавать необходимую оборачиваемость и окупаемость банковского капитала, а значит,предотвращать возможные потери и убытки кредиторов АПК. Банковские проценты не должны ущемлять хозяйственную деятельность и препятствовать росту эффективности производства.
Третий аспект проблемы финансового обеспечения сельскохозяйственных предприятий предполагает широкую гамму мероприятий по их финансовому оздоровлению и предотвращению накопления безвозвратных долгов. Это возможно при дифференцированном механизме реструктуризации задолженности, пролонгирования части платежей, уменьшения их размера, списания безнадежных и безвозвратных долгов. Это важно для группы реформирующихся предприятий. Нельзя, чтобы новые коллективы, предприятия и производства, возникающие на месте прежних неэффективных хозяйств, принимали на себя старые, не ими накопленные долги. Новые рыночные хозяйственные структуры должны быть свободными от старых финансовых обязательств.
Следует отметить, что посредством ценообразования можно получить часть средств, необходимых для воспроизводства. Так, средневзвешенные цены ныне покрывают в среднем примерно 50 % совокупных затрат на производство продукции животноводства, а непаритет межотраслевого товарообмена между сельским хозяйством и промышленностью по ресурс- но-потребительским корзинкам составляет более 2 раз. Это говорит о том, что темпы роста цен на промышленные товары для сельского хозяйства за последние годы в среднем по-прежнему опережают темпы изменения цен на сельскохозяйственную продукцию, имеющую первостепенную социальную значимость. Решение вопроса — в двух направлениях:
- Первое — сбалансированность внутриотраслевого ценообразования на различные виды сельскохозяйственной продукции, исходя из издержек по худшим условиям производства.
- Второе — эквивалентность межотраслевого товарообмена и стоимостных продуктово-ресурсных потоков.
Реализация первого направления требует дифференциации сельскохозяйственных предприятий по условиям хозяйствования. Например, в зависимости от кадастровой оценки земель и формирования цены на продукцию по средненормативным затратам в объективно наиболее сложных условиях с учетом норматива рентабельности производства не ниже 20-30 %. Основным источником роста цен при этом может служить консолидация всех тех многообразных централизованных государственных вложений (около 30 видов), которые предоставляются ныне в порядке экстренной поддержки предприятий в периоды важнейших сельскохозяйственных работ. В 2000 г. сельскохозяйственным предприятиям предоставлено более 130 млрд р., что составляет около 60 дол. на 1 га сельскохозяйственных земель. Для сравнения: в странах Европейского союза централизованные субсидии составляют около 500 дол. на 1 га земель, а в Скандинавских странах — от 1500 до 2500 дол., или примерно 50 % доходов фермерских хозяйств.
Указанный объем целесообразно преобразовать в консолидированные надбавки к закупочным ценам на продукцию, реализуемую в счет государственного заказа. Посредством этих средств государство может осуществлять также интервенционное регулирование объемов сельскохозяйственного производства, поддерживать сбалансированность внутреннего потребительского рынка продовольствия, стимулировать эффективное и конкурентное высокоокупаемое производство, дотировать экспорт готовой продукции.
Все изложенное рекомендуется осуществлять на начальном этапе формирования рыночной экономики. В последующем целесообразно квотирование производства и сбыта под оптимальную емкость внутреннего рынка и экспортных поставок. Поэтому уже сейчас продукция, производимая сверх установленного госзаказа (а в будущем — сверх обязательных квот), должна свободно реализовываться по свободным ценам. Реализация второго направления ценообразования вызывает необходимость уравновешивания стоимостей по потребительским корзинкам сельскохозяйственной продукции и промышленных ресурсов, фиксации этих стоимостей, а значит, и цен при межотраслевом товарообмене, привязки стоимостей и цен к уровню инфляции в стране или курсу устойчивой иностранной валюты, например, к доллару или евро.
Однако эквивалентность межотраслевого товарообмена позволяет обеспечить лишь простое замещение используемых и изнашиваемых ресурсов, а следовательно, их простое воспроизводство. Но, учитывая многолетний непаритет и некомпенсируемую изношенность ресурсов АПК, сельскому хозяйству простого восстановления средств уже недостаточно. Требуется их расширенное воспроизводство, а значит, замена стратегии паритета на приоритет. Такого приоритета в перспективе возможно достичь посредством преимущественного накопления капитала за счет собственных доходов и прибылей предприятий, осуществивших комплексное реформирование и перешедших на самофинансирование.