Система цен на продукцию АПК
Система цен характеризует взаимосвязь и взаимоотношение различных их видов. Такая взаимосвязь неизбежно возникает, поскольку одни цены зависят от других. Например, повышение оптовой цены, как правило, вызывает повышение розничных и всех остальных цен.
Особую роль в формировании цен на продукцию сельского хозяйства играют цены промышленных товаров (на технику, удобрения, нефтепродукты, ядохимикаты и т. д.) и тарифы транспорта, так как они непосредственно определяют уровень затрат в сельском хозяйстве.
Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким признакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в рамках так называемой оптовой торговли. Обычно по таким ценам предприятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.
Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. По этим ценам обычно реализуют товары в небольшом объеме населению и в меньшей мере — предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается торговая прибыль.
По закупочным ценам государство приобретает продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.
Определенной спецификой обладают цены на услуги, поскольку это вид деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество или местоположение уже имеющегося продукта. Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).
Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт), определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень либо их связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также возможность изменения контрактных цен вследствие инфляции, при изменении законодательства и т. п.
Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов; они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.
Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок. Чтобы избежать злоупотреблений в этой сфере, существует специальное антимонопольное законодательство.
По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.
В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике. В настоящее время в России используются сопоставимые цены 1994 г.
Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т. д.
Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка. Это либо реально существующие на международном рынке цены (например, цены на нефть), либо цены, признанные на определенный период организациями, действующими в сфере международной торговли.
Регулируемые цены в определенной степени находятся под контролем государства. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Первые предполагают установление фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, то есть прямых ограничителей. Косвенное регулирование в основном базируется на изменении налогов и процентных ставок.
Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство практически всей продукции животноводства и отдельных видов продукции растениеводства убыточно, так как рыночная цена ниже себестоимости. Возникает настоятельная необходимость применения регулируемых цен в этой сфере, чтобы обеспечить производителям хотя бы минимально допустимую рентабельность производства. Разновидностью регулируемых цен являются целевые и гарантированные цены.
Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, покрытия расходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, получения работниками сельского хозяйства доходов на среднем для всей экономики уровне и получения предприятиями отрасли прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены используются в качестве основы для установления гарантированных цен, залоговых ставок на сельхозпродукцию, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат предприятиям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами государственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям с учетом прочих форм государственной поддержки получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства.
Перечни сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.