Специфика регулирования спроса и предложения в АПК

Рынок состоит из четырех элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Элементы рынка в сельском хозяйстве проявляются под влиянием специфики данной отрасли. На спрос применительно к товару, помимо цены, воздействуют: вкусы, цена на сопряженные товары, доход потребителей, чис­ло покупателей и ожидания. Из пяти названных факторов три последних сказываются на спросе любых видов товара, незави­симо от их характера. Действие остальных факторов примени­тельно к спросу на товары АПК проявляется иначе, чем по дру­гим товарам.

Рассмотрим специфику влияния факторов на спрос на эти продукты. Понятие вкуса имеет две смысловые нагрузки. По отношению к одежде, обуви, предметам домашнего обихода, произведениям искусства применяется понятие вкуса эстетического. Эстетическое восприятие продуктов питания также имеет место. Но на первое место здесь выходит вкус био­логический, т.е. ощущения, возникающие при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы в язы­ке человека. Вкус влияет на аппетит и пищеварение, зависит от физического состояния.

Вкусы потребителей мало подвержены изменениям во вре­мени. Рацион питания человека зависит от возрастных особен­ностей, а набор продуктов во многом определяется националь­ными традициями, которые сложились под влиянием почвенно-климатических особенностей региона, определяющих воз­можность выращивания специфичных для данной местности культур. Однако фактор дохода, как и остальные, утрачивает свое значение, когда уровень потребления начинает соответ­ствовать рекомендованным нормам питания. Тогда на первое место выдвигается такой фактор, как число покупателей. Фак­тор ожидания в период неустойчивой экономики (при высокой инфляции) может вызывать ажиотажный спрос. Если люди ожидают повышения цен, то стараются сделать запасы.

В условиях перехода к рынку главным фактором спроса яв­ляется цена. Связь цены с количеством продукта, которое потре­бители желают и могут купить, выражает суть закона спроса:

чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот.

Однако примени­тельно к продуктам питания данный закон подвержен влиянию неэластичности спроса на них. Чем больше хороших замените­лей данного продукта предлагается потребителю, тем эластич­нее бывает спрос на него. Это значит, что, когда цена продукта падает, потребитель склонен заменить им другие продукты, це­ны на которые не снизились. Но способность человека заменить одни виды продуктов питания другими подвержена вполне ес­тественным биологическим ограничениям.

Неэластичность спроса на продукты питания может быть также объяснена с помощью понятия убывающей предельной полезности:

начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю пос­тоянно уменьшающиеся добавочные удовлетворения.

Когда до­стигается относительное насыщение рынка пищей и сельскохо­зяйственными продуктами, снижение цены не обеспечивает адекватный рост спроса.

В условиях насыщенного продовольственного рынка на вку­сы и предпочтения потребителей влияют такие факторы, как реклама, престижность продукта, стиль жизни, состав семьи. Так, семьи, имеющие детей, тратят больше времени на приго­товление пищи, тщательно следя за рационом и качеством про­дуктов. Молодые бездетные семьи предпочитают пищу, гото­вую к потреблению, консервированные продукты. В странах развитого продовольственного рынка престижным стало счи­таться питание в ресторанах, кафе и закусочных, возросла доля этого продовольственного рынка.

Цены на сопряженные товары в большей степени, чем вку­сы, могут влиять на спрос. К сопряженным относятся взаимоза­меняемые и взаимоприменяемые товары. Взаимозаменяемость — это относительное понятие, зависящее от насыщенности рынка. При продовольственном дефиците сливочное масло и маргарин будут рассматриваться как взаимозаменяемые товары, в то вре­мя как при насыщенном рынке различные сорта маргарина вполне могут выступать в качестве самостоятельных продук­тов. С увеличением цены на один товар возрастает спрос на дру­гой, рассматриваемый потребителем как заменитель.

Взаимозаменяемость продуктов питания для большинства населения определяет спрос:

чем ниже цена на какой-то про­дукт питания, тем выше спрос на него.

Но более дорогой про­дукт и более высокого качества при общем недостатке продо­вольствия тоже находит своего потребителя, и поэтому кривая спроса на него не сдвигается влево, как это бывает при насы­щенном рынке.

Имеются также взаимодополняемые товары. Это такие това­ры, которые потребляются в паре или совокупности: чай (кофе) и сахар. Между ценой на один из них и спросом на другой су­ществует обратная связь. Однако данный фактор применитель­но к продуктам питания имеет ограниченное значение, так как люди находятся во власти своих привычек и один продукт заме­няется другим вследствие вынужденных обстоятельств: если повышается цена на сливочное масло, потребители вынуждены переходить на более дешевый маргарин отнюдь не потому, что маргарин является полноценным заменителем масла.

Важен также фактор дохода потребителей. Чем выше ре­альные доходы населения, тем больше спрос. Для выделения влияния ценового фактора эластичность по доходам опреде­ляют как в ценовом, так и в натуральном выражении. Эластич­ность спроса по доходам в ценовом выражении изменяется как отношение прироста денежных расходов на питание к приросту денежных доходов. При определении того же показателя в на­туральном выражении в числителе принимают прирост спроса в натуральном выражении.

Известно, что продукты питания относятся к товарам пер­вой необходимости и потребители не могут сократить спрос на них в той же степени, как падают реальные доходы. Об этом свидетельствуют данные об увеличении удельного веса расхо­дов на питание в бюджете семьи за последние годы с 30 до 80 % . С ростом доходов спрос на продукты питания стабилизируется, так как он подвержен биологическим ограничениям. В разви­тых странах расход на питание составляет менее 20 % семейно­го бюджета.

Характеристика спроса в других сферах АПК несколько иная. По мере отдаления от конечного продовольственного рын­ка и приближения к сырьевому рынку сельскохозяйственной продукции ассортимент производимых продовольственных про­дуктов резко сужается. Так, в продовольственную сеть США пос­тупает от 10 до 15 тыс. наименований различных продуктов. На выходе же сельскохозяйственного производства можно выде­лить несколько десятков наименований с гораздо меньшей сте­пенью взаимозаменяемости. Поэтому теоретически эластичность ценового спроса должна уменьшаться по мере удаления от спро­са на конечные продукты и снижения их взаимозамещения.

Имеют свою специфику факторы, влияющие на предложе­ние сельскохозяйственных товаров. Известно, что, кроме цены, на предложение влияют следующие факторы: технология про­изводства, цены на факторы производства, количество товароп­роизводителей, налоги и дотации, цены на другие товары, ожи­дания. Совершенствование технологии производства может при­вести к быстрому увеличению производства сельскохозяйственной продукции, потому что главное средство производства — земля — способно повышать плодородие при дополнительных вложениях, когда человек работает в союзе с природой. С ростом предложения кривая предложения сдвигается вправо, что означает снижение цен, а это ведет к уменьшению выручки товаропроизводителей. Однако действие данного фактора ограничивается, если цены на факторы производства растут быстрее, чем на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Главным ресурсом сельского хозяйства является земля.
При отсутствии рынка земли ее цена не может оказать влияния на результаты производства. Другие средства производства пере­мещаются и с течением времени изнашиваются, заменяются на новые. Поэтому они называются переменными ресурсами. Возможность накопления и замещения производственных ресур­сов зависит от цен на них.

Таким образом, вследствие специфики отрасли законы спро­са и предложения в АПК имеют иной характер проявления. Это обусловливает его особое положение.

Паутинообразная модель Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием. Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1), где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Возможны три...
Рыночное равновесие спроса и предлодения Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения пре...
Взаимодействие спроса и предложения Ранее мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предлож...
Предложение. Закон предложения. Кривая предложения Предложение - количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ. Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения. Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода. Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы. Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равны...
Что такое спрос? Закон спроса. Кривая спроса Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага; цены других благ; доходы покупателей; общее количество покупателей данного блага; предпочтительные вкусы покупателей; инфляционные ожидания; экономическая политика государства. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго один...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика