Трансформация экономического механизма хозяйствования в отечественном АПК в период реформирования предприятий АПК и создания рыночной сферы
Современный экономический механизм хозяйствования отечественного АПК создавался на базе прежней административно-командной системы с высокой степенью централизованного регулирования экономических отношений и проявлением волюнтаристско-субъективистских тенденций и директивных решений. С суверенизацией национального государства и принятием курса на рыночные преобразования в общественном АПК начался процесс реформирования традиционного экономического механизма хозяйствования. Прежде всего это коснулось трансформации субъектов хозяйствования в общественном секторе экономики по пути их адаптации к рыночным условиям. С этой целью был принят и начал внедряться в жизнь пакет республиканских законов:
- «О собственности»
- «О предприятиях»
- «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»
- «О разгосударствлении и приватизации предприятий государственной собственности»
- «Об аренде»
- и др.
Эти законодательные акты предусматривают реформирование колхозов, совхозов, агросервисных и перерабатывающих предприятий в хозяйства с коллективно-долевой собственностью с распределением имущества мелких предприятий по конкурсам и аукционам.
Наибольшее распространение получило акционирование перерабатывающих предприятий, а также аренды их с последующим выкупом имущества. Новое земельное законодательство предусмотрело возможность более широкого формирования крестьянских (фермерских) хозяйств, укрепления личных приусадебных хозяйств сельских жителей. В результате сформировались новые организационно-экономические отношения между новыми субъектами хозяйствования рыночного типа, хотя трансформационные процессы еще не завершены и подлежат ускорению в ближайшей перспективе. Не до конца решена судьба СПК, так как в новом Гражданском кодексе Республики Беларусь коллективная форма собственности не предусмотрена.
Новыми элементами экономического хозяйствования в период формирования рыночных отношений явились: либерализация системы реализации продукции и приобретения средств производства хозяйствующими субъектами на отечественном рынке, в основу которых положены взаимовыгодные договорные отношения партнеров (вместо прежних директивных планов закупок продукции) с преимущественно свободными закупочными, договорными и оптовыми ценами. Исключение составляют социально значимые продукты, закупочные и розничные цены на которые централизованно регулируются государством (хлебобулочные изделия, мясо-молочные продукты и др.). При этом государственные директивные органы, утверждающие закупочные и оптовые цены в централизованном порядке, периодически их повышают по мере приближения к паритетному уровню. Сохраняющийся госзаказ предприятиям на реализацию государству сельскохозяйственной продукции теперь носит в основном добровольный характер и строится на взаимовыгодной основе. Продукция, производимая сельхозпредприятиями сверх госзаказа, реализуется ими по свободным договорным ценам другим покупателям. Взаиморасчеты между партнерами АПК все чаще осуществляются на основе предварительной оплаты, хотя в этом отношении еще предстоит регулирование. Ужесточаются санкции имущественной ответственности сторон за невыполнение договорных обязанностей.
Значительному изменению подвергнут механизм налогообложения. Теперь налог и сборы с доходов предприятий АПК и других отраслей служат основным источником доходной части республиканского и местных бюджетов. Основным каналом изъятия части прибыли сельскохозяйственного предприятия в государственный бюджет теперь служит земельный налог, изымаемый по дифференцированным ставкам с учетом качественной оценки сельхозугодий, хотя несельскохозяйственные предприятия уплачивают налог на прибыль, на недвижимость и др. Все предприятия — покупатели продукции и материалов уплачивают налог на добавленную стоимость, основу которой составляет чистая продукция (валовой доход).
Существенным образом изменен механизм банковского кредитования и расчетно-кассового обслуживания предприятий АПК. Кредитованием занимаются акционерно-коммерческие банки, в частности Агропромбанк. В основу платы за кредит положено не только возмещение банковских издержек, но и инфляционные потери в процессе рефинансирования. Изменена очередность платежей в пользу государственного бюджета.
Заметные изменения произошли в трансформационный период и в механизме мотивации труда работников АПК. Возможности получения доходов на рынке позволяют наращивать и оплату труда работников агропромышленных предприятий, хотя ее уровень в силу кризисной ситуации остается пока крайне низким. Основной системой теперь служит оплата труда от валового дохода. Коллективы акционерных обществ имеют возможность получать дивиденды. Значительно улучшена социальная защищенность сельских тружеников, увеличиваются доходы от личных приусадебных хозяйств колхозников и рабочих сельхозпредприятий.
Современная инвестиционная деятельность агропромышленных предприятий создает благоприятные возможности привлечения для целей расширения воспроизводства собственных, заемных и привлеченных средств зарубежных инвесторов и населения. Получила развитие долгосрочная аренда техники в форме лизинга.
В новых условиях происходит становление механизма предпринимательства и агробизнеса на селе, особенно в сфере переработки продукции и сервисного обслуживания предприятий и населения. Начинают создаваться сервисные машинно-технологические станции, финансовые аграрно-иромышленные группы. Основной формой предпринимательства в сельскохозяйственном производстве являются крестьянские (фермерские) хозяйства семейного типа.
Традиционный хозяйственный расчет трансформируется в подлинно коммерческий расчет, в условиях которого роль рынка в формировании доходов приватизированных предприятий неизменно возрастает. Остается актуальным механизм внедрения хозрасчетных отношений и на реформированных предприятиях АПК.
В современный трансформационный период происходит становление организационно-экономического механизма внешних хозяйственных связей отечественных предприятий АПК. Это стало возможным благодаря созданию суверенного, независимого национального государства, отмене государственной монополии внешней торговли и обеспечению возможности эффективного выхода субъектов хозяйствования на зарубежные рынки. Экспортно-импортная внешнеторговая политика белорусского государства направлена на всемерное стимулирование внешнеэкономической деятельности всех предприятий, включая и агропромышленные. Создаются предпосылки для вхождения республики во Всемирную торговую организацию (ВТО); формируется единый аграрный рынок стран Содружества Независимых Государств; реализуется республиканская отраслевая программа импортозамещения продукции агропромышленного происхождения.
Всемерное развитие внешнеэкономических связей по всем их направлениям (внешняя торговля со странами ближнего и дальнего зарубежья, привлечение зарубежных инвестиций, создание совместных предприятий с зарубежными фирмами и т.д.) способствует пополнению валютных запасов государства, использованию средств иностранных инвесторов для укрепления материально-технической базы предприятий национального АПК, применению научно-технических достижений зарубежных стран в отечественном агропромышленном производстве.