Фирменный стиль и товарные знаки в спорте и бизнесе

Практически любое предприятие, спортивный клуб, спортсмен или тренер хотели бы занимать лидирующие позиции в своём виде спорта или бизнеса. Чтобы реализовать эту задачу, участники спортивной и рыночной конкуренции действуют по широкому спектру направлений — снижают цены на свою продукцию или услуги, повышают их качество, активно рекламируют свой клуб, фирму или производимые ею товары. Однако среди этих, несомненно, важнейших составляющих предпри­нимательского успеха есть и такой специфический компонент, как кор­поративный, или фирменный, стиль.

Понятие «фирменный стиль» пока ещё недостаточно прочно вош­ло в повседневный обиход отечественных спортивных менеджеров и предпринимателей; многие из них плохо представляют себе, что это такое.

Фирменный стиль — это целостная совокупность качественных и количественных характеристик работы спортивного клуба или пред­приятия, его своеобразия, реализации управленческой, кадровой, тор­говой и технической политики.

Другими словами, фирменный стиль — это «лицо» клуба или предприятия и в соответствии с этим лицом форми­руется отношение общественности к данному клубу или фирме. Свой соб­ственный индивидуальный стиль и неповторимый имидж выделяет спортивный клуб или фирму из числа прочих предприятий, привлекает болельщиков и потребителей. Фирменный стиль помогает участникам экономических отношений в спорте приобретать известность и популяр­ность, а следовательно, и стимулировать сбыт своей продукции.

По теме:  Креативная #reklama №1k561 - Организация Acerca занимающаяся вопросами спорта и питания: Убей паразита

Концентрированным выразителем фирменного стиля спортивно­го клуба или компании, её «визитной карточкой» является товарный знак.

Товарный знак — оригинально оформленное графи­ческое изображение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которым фирма или спортивная организация снабжают свою продукцию.

Другими словами, товарный знак (brand) — это комплексное понятие, которое может включать в себя:

  • словесное название (brand name) спортивной организации, фир­мы или продукта, например, спортивный клуб «Спартак» или фирма «Puma». Иногда эту часть товарного знака называют логотипом
  • фирменный знак (brand mark), т.е. графическую составляющую или символьный компонент товарного знака, включающий в себя особый стиль или комбинацию цветов
  • слоган — специальный краткий девиз, отражающий цель фир­мы или спортивных игр
По теме:  Креативная #reklama №1k245 - Спортивный клуб Guy Mezger Combat Sports Club: Рождённые драться

Следует отметить, что в нашей стране параллельно с официально принятым термином «товарный знак» в повседневной практике и литературе используются и другие аналогичные по смыслу термины — «торговая марка», «фабричный знак», «знак обслуживания», «бренд». Хотя эти термины близки по значению, они всё же не тождественны. Под брендом чаще всего подразумевают известную и престижную торговую марку. Товарный знак предприятия не следует смешивать с фирмен­ным наименованием, хотя оба имеют общую цель — индивидуализацию. Фирменное наименование — это название предприятия, которое индивидуализирует его и под которым осуществляется производствен­ная, торговая или иная деятельность. Сравнивая товарный знак с фирменным обозначением, можно отметить:

  • каждое предприятие или спортивный клуб может иметь только одно фирменное наименование, тогда как товарных знаков у них мо­жет быть несколько (каждая продуктовая линейка может иметь свой товарный знак)
  • фирменное наименование служит для отличия самой спортив­ной организации, тогда как товарный знак призван различать продукт, произведенный на данном предприятии
По теме:  Спортивное радио Beijing

В настоящее время многие спортивные соревнования, спортивные клубы, общества, федерации, производители спортивных товаров и услуг имеют свои эмблемы и товарные знаки. Например, Олимпийс­кие игры имеют свой товарный знак — пять переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого, зелёного (нижний) цветов — символ пяти объединённых в олимпийское движение конти­нентов и олимпийский девиз.

Олимпийская эмблема была предложена в 1913 году Пьером де Кубертеном. С 1920 года в эмблему введён девиз «Быстрее, выше, сильнее». Каждые Олимпийские игры также имеют свой товарный знак: олимпийские кольца, символ города-организатора игр, год, место проведения, графическое изображение.

Свои товарные знаки имеют российские спортивные общества и клубы: физкультурно-спортивное общество «Динамо», основанное в 1923 году; добровольное спортивное общество «Спартак», образованное в 1935 году и другие общества.

По теме:  Гудвилл в спорте

Сходную символику имеют и клубы по видам спорта, принадле­жащих к соответствующим спортивным обществам. Например, фут­больный клуб «Спартак» имеет в своей эмблеме футбольный мяч, ко­торый добавляется к основному изображению спортивного общества «Спартак».

Аналогичные товарные знаки имеют и международные спортив­ные федерации.

Кроме того, спортивные общества, клубные и сборные команды имеют свои собственные «фирменные» цвета и комбинация цветов:

  • «бело-голубые» — динамовские
  • «бело-красные» — спартаковские
  • «чёрно-фиолетовые» — миланского «Интера»
  • «оранжевые» — сборной Голландии
  • и т.д.

Широко распространены товарные знаки в зарубежных спортив­ных клубах и организациях. Имеют свои собственные товарные знаки спортивные лиги и федерации, например, североамериканская Нацио­нальная хоккейная лига (NHL), Национальная баскетбольная ассоциа­ция (NBA), Российский футбольный союз.

По теме:  Креативная реклама фитнес-центра Fit Buns на батоне: Прокачай кубы

Все клубные команды, участвующие в чемпионатах этих лиг, так­ же имеют свои товарные знаки.

Товарные знаки являются также непременным атрибутом фирм-производителей спортивных товаров и услуг. Спортсменам, тренерам, а также потребителям, весьма далёким от физкультуры и спорта, хорошо известны товарные знаки таких производителей, как «Puma», «Diadora», «Reebok», «Adidas» и других производите­лей спортивной одежды, обуви и снаряжения.

В последние десятилетия товарные знаки прочно вошли в повсед­невную экономическую практику развитых стран мира, составив важный элемент рыночной конкуренции. Товарные знаки стали незамени­мой формой идентификации изделия с его производителем при помощи только одного графического изображения или слова, символом узна­ваемости и качества товара.

Креативная #reklama №745 — Букмекерская контора Veikkaus Veikkaus принимает ставки на спорт. Ставки принимаются на все виды спорта, но конкретно этот принт посвящён воскресному матчу Inter Milan против AC Milan. Ставки ставят все, даже священники.
Креативная #reklama №993 — Чемпионат Мира по Крикету 2011: Ни что не так не объединят страну как 11 общих соперников... Рекламное агентство: Ogilvy & Mather, Мумбай, Индия Творческая команда: Piyush Pandey, Abhijit Avasthi, Rajiv Rao, Sukesh Nayak, Heeral Akhauri, Hemal Jhaveri, Vineet Sanghavi, Devang Patel Режиссер: Шашанка Чатурведи, Dhruv Ghanekar Постановщик: Dhruv Ghanekar Фотограф: Палани Мохан Чандра
Креативная #reklama №1k10 — Спортивный центр Eizens: На пути к красоткам Рекламное агентство: Leo Burnett Бразилии Творческий директор: Руи Линденберг Арт-директор: Андрей Киркелис Копирайтер: Карлос Шлидер Фотограф: Бруно Калс
Креативная #reklama №1k116 — Реклама спортивного клуба Pescariu в парикмахерской Конечно, можно было просто дать объявление в газете или показать по местному телевидению короткий ролик о спортивном клубе, но разве это так же эффектно? Любой, кто приходит в парикмахерскую, оказывается прикован к креслу на 20-30 минут и волей судьбы ему приходится смотреть всё это время в зеркало. Разве не захочется посетить спорт зал после того, как по достоинству оценишь как замечательно идёт к лицу "новое" накаченое тело? Агентство: Draftfcb, Бухарест, Румыния Творческий директор: Драгош Радулеску Копирайтер: Дэн Бондреа Арт-директор: Ванда Hutira...