Измерение темпов инфляции. Индекс цен

Инфляция измеряется с помощью статистического показателя — индекса цен. В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни — индекс розничных цен специально­го набора благ (товаров и услуг), входящих в бюджет среднего потребителя и составляющих стоимость жизни. Для его подсчета применяются следующие действия:

  1. Сначала определяется «рыночная (потребительская) корзи­на» — набор чаще всего употребляемых, типичных благ. Напри­мер, в США «рыночная корзина» имеет 300 потребительских то­варов и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Такая же по названию «корзина» в нашей стране в 1992—2000 гг. содержа­ла несравненно меньшее количество благ: 70 основных продук­тов питания, только 20 непродовольственных товаров и мини­мальный набор платных услуг.
  2. Устанавливается «базовый период» — стартовый год, от уровня цен которого подсчитываются их изменения в последу­ющее время.
  3. Подсчитывается совокупная цена рыночной корзины (сум­марная цена всего набора товаров и услуг) для базового периода.
  4. Подсчитывается совокупная цена такой корзины для данно­го (текущего) периода.
  5. Устанавливается индекс цен — показатель, отражающий от­носительное изменение общего (среднего) уровня цен (выража­ется в процентах), по формуле:

Индекс цен = (Цена рыночной корзины в данном году / Цена рыночной корзины в базовом году) х 100.

Динамика цен на потребительские товары и услуги в разных регионах мира

В целом в мировой экономике наблюда­ется инфляционный процесс. Но темпы обесценения денег в раз­ных группах стран весьма несходны. Самыми низкими они были в странах Организации экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР). В 1961—1970 гг. прирост потребительских цен в этих высокоразвитых государствах составил в среднем 3,3% в год, в 1971—1980 гг. — 9,0, в 1981—1990 гг. — 5,6%. Принятые там за 1990-е гг. антинфляционные меры позволили существенно снизить темпы инфляции. Так, индексы потребительских цен составили в 2001 г. (1990 г. = 100), например, в Японии 108, Франции — 121, Канаде — 125, Германии — 126 (1991 г. = 100), США — 136, Ве­ликобритании — 138.

По теме:  Чем опасны инфляция и дефляция

В гораздо большей мере вздорожала жизнь в странах с пере­ходной экономикой (бывших социалистических государствах). Например, индекс потребительских цен в 2001 г. (1990 г. = 1) уве­личился в Китае в 2,1 раза, Венгрии — в 6,8, Польше — в 10,7, Болгарии — в 1415 раз.

В СССР долгое время инфляция отрицалась полностью. На са­мом деле она носила скрытый, подавленный характер. В конце 1980-х гг. обесценение денег становилось все более явным. С 1992 г. в России инфляция стала открытой и сразу же привела к чрезвы­чайно сильному обесценению денег.

В России с 1999 г. государство стало проводить политику де­фляции (от лат. deflatio — сдутие), означающую общее пониже­ние уровня цен.

По теме:  Эластичность и Цена билетов в музей

Таблица. Динамика индекса потребительских цен в России

Период

(декабрь к декабрю предыдущего года)

Индекс потребительских цен, в %
1998 г. 184,4
1999 г. 136,5
2000 г. 120,2
2001 г. 118,6
2002 г. 115,1
Цена инфляции Инфляция — это переполне­ние сферы обращения денежными знаками сверх действительной потребности национального хозяйства. Продолжим рассмотрение этого макроэкономического явления для выяснения прежде всего «цены» инфляции — ее социально- экономических последствий. Под «ценой» инфляции мы будем понимать вопрос о том, кому и насколько выгодно повышение цен, а для кого оно разорительно. На практике встречаются три основных варианта «цены» инф­ляции: положительный (что означает прирост дохода) нулевой отрицательный (убыточный) Рассмотрим каждый из них. Положительный вариант«цены» инфляции Положительный вариант существует не случайно: если бы вздорожание товаров никому не было выгодно, то инфляция мог­ла бы возникнуть, скорее всего, только по ошибке. Прежде всего инфляция приносит доход государству. Когда правительство не решается увеличить прямые налоги для финан­сирования своих расходов, то оно через центральный банк орга­низует печатание новых денег. Все это умень...
Макроэкономические факторы инфляции Сначала выясним те условия устойчивости денежного обращения в масштабе государства, нарушение которых вызывает инфляцию. Устойчивость денежного обращения оз­начает равенство двух макроэкономических потоков, которые об­разуют «кровообращение» национального хозяйства: потока то­варов и услуг и потока денег. Такое равенство можно изобразить в виде следующей формулы: Д*О = Ц*Т, где Д — предложение денег (или масса денег в обращении); О — скорость обращения (сколько раз за данное время денежная еди­ница обслуживает торговые сделки — переходит из рук в руки); Ц — средняя цена типичной торговой сделки; Т — количество реализуемых товаров и услуг. Как же обеспечивается указанное в формуле равенство обмена товаров и денег? Стабильность денежного обращения достигается по-разному в условиях двух эпох — золотого стандарта и современных де­нежных средств. Рассмотрим эти различия подробнее. В эпоху золотого стандарта указанное равенство обеспечива­лось как бы «автоматически». Как правило,...
Закон спроса по цене Какова количественная связь между рыночной ценой и индивидуальным спросом покупателя? Опять предположим, что на том же местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет повышаться так, как показано в шкале спроса. Табл. Шкала спроса Цена 1 кг яблок, руб. Покупатели готовы купить, т 2 25 5 15 8 9 10 6 15 4 20 2 Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам заданный период. Анализ этой шкалы позволя­ет легче выявить зависимость индивидуального спроса от рыноч­ной цены. Закон спроса по цене выражает следующую количественную зависимость спроса (С) одного покупателя от цены (Ц). Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны част­ного покупателя. Например, в нашей стране повышение цен на подписные издания в 1991—2003 гг. привело к сокращению объе­ма подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже ры­ночная цена, тем больше спрос. Такая количествен...
Влияние спроса и предложения на мировые цены В рыночном хозяйстве цена складывается под влиянием спроса и предложения. Продавец всегда заинтересован в повышении цены, в то время как покупатель стремится купить товар по более низкой цене. Когда спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается разновесная цена, которая приемлема и для продавца и для покупателя. Рассмотрим следующие случаи: спрос весьма велик, мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства. Это позволит производителям в этих странах тоже выходить на мировой рынок и получать прибыль. В странах со средними и лучшими условиями производства прибыль производителя будет достаточно высока. Это в свою очередь будет стимулировать вложение капитала в производство этого товара, наступит рост производивства. Это постепенно приведет к снижению цены и установлению ее на уровне средних в мировом масштабе издержек производства; масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них. В этом случае мировую цену опред...
Сущность и функции цен ⚡ Цена ⚡ является одним из главных ориентиров субъектов хозяйства в рыночных условиях. Цену можно определить как сумму себестоимости единицы продукции (С) и прибыли (П): Ц=С+П. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Или, цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить единицу товара. В связи с этим есть цены продавца и покупателя. Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющееся в процессе их обмена. В этом определении подчеркивается связь цены товара с ее полезностью и то, что цена проявляется только в условиях обмена. Равновесные цены - это цены, сформировавшиеся под воздействием спроса и предложения. Функции цен Измерительная – измеряет стоимость товаров. Выражает ОНЗТ на производство продукции. Регулирующая – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения. Распределительная – повышение или понижение цен ведет к перераспределению прибыли между отраслями, предприятиями и населением. Конт...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика