Австрийская школа. Теория предельной полезности

Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Наибольшую известность и международное признание получила австрийская школа. Ее основы заложил Карл Менгер (1840-1921), выпустивший в 1871 году работу «Основания политической экономии». Его теоретические воззрения получили развитие в работах двух других его учеников и сотрудников — Фридриха Визера (1851-1926) и Ойгена Бем-Баверка (1851-1914).

Основные работы Визера:

  • «Происхождение и главные законы народохозяйственной стоимости» (1884)
  • «Естественная стоимость» (1889)

Важнейшие работы Бем-Баверка:

  • «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886)
  • «Капитал и процент» (1884-1889)

Взгляды этих ученых схожи и дополняют друг друга. Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в оборот термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк развил дальше взгляды своих предшественников, создав развернутую теорию процента. Поэтому можно говорить о единой теории предельной полезности австрийской школы.

Главной чертой методологии австрийской школы является логико-дедуктивный качественный анализ. Он направлен на изучение поведения хозяйствующего субъекта, чтобы через него вскрыть причину и сущность всех экономических явлений. Это так называемый атомистический метод или метод «робинзонад». Другая сторона метода — субъективно-психологический анализ, так как психология хозяйствующего индивида в этой теории определяет все экономические цели. Так, К.Менгер считал экономическую науку недостроенной отраслью психологии.

Австрийская школа пренебрегала количественным анализом, т.е. не затрагивала вопросы соизмерения и сравнения полезности. Она использовала словесное изложение, что в то время, сделало ее популярной по сравнению с работами У.Джевонса и Л.Вальраса.

Главная особенность подхода, предложенного австрийской школой, состоит в следующем: сведение стоимости к затратам труда, земли и капитала неприемлемо. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Бем-Баверк, измеряется ее предельной пользой, т.е. ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, — тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, — тем ниже предельная полезность.

Бем-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:

  • во-первых, обмен должен приносить выгоду (т.е. благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отдаваемое)
  • во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой
  • в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена

Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок — это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абстракции не предполагает наличия производства и ни один из участников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена — покупателя и продавца — имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и покупателей.

Допустим, имеется один покупатель и один продавец. Покупатель оценивает лошадь в 100 денежных единиц, а продавец — в 80. Бем-Баверк доказывает, что субъективная оценка продавца — нижняя. Внутри этих границ и устанавливаются цены. В случае двусторонней конкуренции между продавцами и покупателями границы установления цены определяются сверхсубъективной оценкой последнего из вступивших в сделку покупателей и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка продавцов, а снизу — субъективной оценкой последнего из вступивших в сделку продавцов и субъективной оценкой наиболее сильного из устраненных с рынка покупателей. Так как на рынке есть другие покупатели и продавцы, возникает конкуренция, которая «толкает» цену то вверх, то вниз, и при наличии значительного числа участников обмена цена окажется в более узких границах, чем при изолированном обмене.

В результате индивидуальные предельные полезности определяют то, сколько товара В его владельцы предложат в обмен на товар А, и, наоборот. В результате обмена индивидуальные предельные полезности стихийным путем на рынке превращаются в общественную предельную полезность товаров В и А. Эта полезность измеряется той ценой, при которой спрос и предложение взаимно покрывают друг друга. При установлении общественной оценки предельной полезности того или иного товара на уровне индивидуальной оценки «предельного покупателя» все другие покупатели (чьи оценки выше) получают ощутимую выгоду. Ту же самую выгоду получает и каждый покупатель (кроме «предельного»), если он приобретает по одинаковой рыночной цене несколько единиц товара, предельная полезность которого для него убывает.

Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потребительских благ. Так, по Бем-Баверку, не стоимость муки определяет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., т.е. издержки производства получают ценность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».

Наиболее оригинальной из разработок австрийской школы можно считать теорию процента Бем-Баверка. Для примера представим, что кредитор представляет заемщику на один год денежные средства в размере 1000 денежных единиц. Так как владелец денег предполагает уменьшение своих оценок предельной полезности, получение от должника той же суммы 1000 денежных единиц привело бы к снижению его благосостояния. Поэтому кредитор, подчиняясь принципу рационального поведения, не намерен мириться с такой перспективой, и требует возврата не 1000 денежных единиц, а 1100. Тем самым он компенсирует возможное ухудшение своего благосостояния в будущем году. Образовавшаяся разница (100) расценивается Бем-Баверком как процент, а обмен представляется эквивалентным.

В основе этой теории лежит исходный принцип австрийской школы, который сводится к тому, что выше ценятся предметы настоящего времени, нежели будущие блага. На его основе и был установлен психологический закон недооценки будущих благ. Важной является и сама постановка вопроса о роли фактора времени при оценке благ. В дальнейшем эта идея получила глубокую разработку.

Идеи австрийской школы оказали серьезное влияние на методологию экономической науки. Это относится, прежде всего, к субъективному подходу, разработанному в рамках философско-этической концепции. Именно «человеческий фактор», индивид с его стремлением к максимально полному удовлетворению потребностей явились для австрийской школы точкой отсчета.

Теория предельной полезности стала основой современной теории потребительского выбора, позволила выявить мотивировку микроэкономического поведения отдельных личностей. Она предопределила подход не только к решению проблемы индивидуальной полезности, но и оценку общественных полезностей и предпочтений.

Преступность и экономическое развитие Главной угрозой современности после мировых войн и возможных глобальных катастроф становится транснациональная и национальная преступность. Причем в отличие от войн и катастроф преступность явление не временное, не ограниченное территориально, а постоянно действующее, повседневное и повсеместное. Как и прежде она  продолжает расти быстрее, чем численность населения,  мгновенно заполняя  любые неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши.  По данным  обзоров ООН преступность в мире в среднем прирастает до 5% в год при приросте населения в 1-1,2%. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею вред. Качественные изменения преступного поведения дрейфуют в сторону большей изощренности. Преступность все больше организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется, интеллектуализируется и особенно интенсивно «окорыствовается», т.е. корысть  становится самым главным, самым доминирующим мотивом современного преступного поведения. Отдельные преступники и особенно орга...
Ценные бумаги. Виртуальная экономика Виртуальная (от лат. virtualis — возможный) экономика — это особая система экономических от­ношений, которые порождены финансовым рын­ком, где обращаются так называемые производные ценные бумаги. Чтобы лучше понять существо виртуальной экономики, важно проследить три последовательных этапа развития типов капиталис­тического хозяйствования. Как известно, сначала (с XV—XVI вв.) возникла микроэкономика. Это реальная экономика, создающая в производстве и обращении прибыль. Затем, на рубеже XIX—XX вв., возникла мезоэкономика. Для увеличения размеров акционерного капитала стал необходим рынок акций и облигаций. Эти первич­ные ценные бумаги обеспечивали их владельцам получение дохода из части прибыли, возникающей в реальной экономике. Наконец, с 1970-х гг. стал формироваться виртуальный финансовый рынок. Чем же виртуальный финансовый рынок отличается от обыч­ного биржевого рынка акций? Назначение ценных бумаг Первичная ценная бумага (акция, облигация) связана с денеж­ным взносом ее вл...
Место иностранных ТНК в белорусской экономике Транснациональные корпорации являются своеобразными «локомотивами» мировой экономики, их роль трудно переоценить. По своей значимости многие ТНК зачастую сопоставимы с целыми государствами. Несомненно, ТНК являются положительным явлением для белорусской экономики, создавая дополнительные рабочие места и приток средств в бюджет страны через выплату налогов. Однако для привлечения ТНК необходимо предоставить условия, на которых они будут согласны инвестировать в Беларусь. Одним из важнейших условий является предоставление гарантий со стороны белорусского государства, касающихся продажи предприятий и заводов при условии, что в будущем государство не национализирует проданные объекты и не изменит условия работы инвесторов на белорусском рынке. Кроме того, корпорации интересуют исключительно прибыльные, а не убыточные предприятия, в которые необходимо инвестировать колоссальные средства. Как бы то ни было основная задача любой ТНК — это получение прибыли. Несомненно, корпорации хотят ...
Концепции ранних институционалистов Основоположником институционализма по праву считается Торстейн Веблен (1857-1929), выходец из семьи норвежского крестьянина-эмигранта. Познав участь бедного студента в престижном Йельском университете, Веблен стал профессором Чикагского университета, созданного в 1892 г. на деньги богатейшего предпринимателя США Дж.Д.Рокфеллера. Опубликованная в 1899 г. «Теория праздного класса» принесла ему широкую известность, хотя в академических кругах она первоначально была подвергнута резкой критике, поскольку взгляды автора резко отличались от общепринятых. Т.Веблен категорически выступал против неоклассической трактовки экономической науки как науки о ценах и рынках. Он считал, что ее предметом должны стать отношения между людьми. Ученый выступил против господствовавшего среди экономистов со времен А.Смита представления, согласно которому вся хозяйственная деятельность обусловлена стремлением каждого субъекта к наибольшей выгоде, т.е. к максимизации личной пользы от имеющихся ресурсов. Вебле...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика