Классическая школа экономики. Исторические условия возникновения и общая характеристика

В ХVII в. необходимость в теоретическом анализе функционирования механизма товарно-денежных отношений, исследовании условий и экономических законов развития рыночного хозяйства, формировании соответствующего понятийного аппарата предопределили эволюцию экономической мысли и возникновение новой школы — классической политической экономии, которая выступила с обоснованием идей экономического либерализма, предполагающего невмешательство государства в экономическую жизнь, неограниченную свободу конкуренции предпринимателей.

С возникновением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономия.

Школа носит название «классической» за подлинно научный характер ее концептуальных построений и методологии исследования, за объективный анализ закономерностей развития товарного хозяйства и включение в объект исследований сферы производства.

К достоинствам данной школы необходимо отнести следующее:

  • экономическая мысль развивалась на более зрелой методологической основе. Классиками были обоснованы и использованы общефилософские, специальные способы и приемы исследования
  • анализ был перенесен в сферу производства и исследовался механизм функционирования простого товарного и рыночного хозяйства
  • сформировался категориальный аппарат экономической науки
  • определились функциональная роль, предмет и объект политической экономии
  • были выведены объективные экономические законы, определились механизмы их познания и использования
  • при анализе в качестве исходной использовалась категория стоимости, была создана трудовая теория стоимости
По теме:  Методология Давида Рикардо. Трактовка предмета

Классическая школа возникла в Англии и Франции в конце ХVII — начале ХVIII вв. и в своем развитии прошла четыре этапа.

Первый этап становления классической школы (конец ХVII — начало ХVIII вв.) включает разработки У.Петти, П.Буагильбера, школы физиократов, которые выступили с аргументированной критикой меркантилизма, занялись поиском богатства в сфере производства, исследованием функционирования простого товарного хозяйства и выдвинули трудовую теорию стоимости;

Второй этап развития классической школы (последняя треть ХVIII в.) связан с произведениями А.Смита, который занялся разработкой проблем воспроизводства и экономических законов функционирования рыночного хозяйства, сформировал категориальный аппарат политической экономии, заложил основы современной микроэкономики, макроэкономики и интерэкономики;

Третий этап эволюции классической школы (первая пол. ХIХ в.) включает разработки последователей А.Смита, которые занялись переосмыслением и обогащением его идей, исследованием многообразных проблем функционирования рыночной экономики. Среди них: французы Ж.Сэй, Ф.Бастиа, С.Сисмонди, англичане Д.Рикардо, Т.Мальтус, Н.Сениор, американец Г.Кэри и др.

По теме:  Киноиндустрия и экономика. Почему субтитрам нужны субсидии?

Четвертый, завершающий этап развития классической школы (ХIХ в.) охватывает разработки Дж.С.Милля, завершившего теоретическое обобщение проблем формирования понятийного аппарата экономической науки.

Преступность и экономическое развитие Главной угрозой современности после мировых войн и возможных глобальных катастроф становится транснациональная и национальная преступность. Причем в отличие от войн и катастроф преступность явление не временное, не ограниченное территориально, а постоянно действующее, повседневное и повсеместное. Как и прежде она  продолжает расти быстрее, чем численность населения,  мгновенно заполняя  любые неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши.  По данным  обзоров ООН преступность в мире в среднем прирастает до 5% в год при приросте населения в 1-1,2%. Увеличивается ее общественная опасность и причиняемый ею вред. Качественные изменения преступного поведения дрейфуют в сторону большей изощренности. Преступность все больше организуется, вооружается, коррумпируется, глобализируется, интеллектуализируется и особенно интенсивно «окорыствовается», т.е. корысть  становится самым главным, самым доминирующим мотивом современного преступного поведения. Отдельные преступники и особенно орга...
Ценные бумаги. Виртуальная экономика Виртуальная (от лат. virtualis — возможный) экономика — это особая система экономических от­ношений, которые порождены финансовым рын­ком, где обращаются так называемые производные ценные бумаги. Чтобы лучше понять существо виртуальной экономики, важно проследить три последовательных этапа развития типов капиталис­тического хозяйствования. Как известно, сначала (с XV—XVI вв.) возникла микроэкономика. Это реальная экономика, создающая в производстве и обращении прибыль. Затем, на рубеже XIX—XX вв., возникла мезоэкономика. Для увеличения размеров акционерного капитала стал необходим рынок акций и облигаций. Эти первич­ные ценные бумаги обеспечивали их владельцам получение дохода из части прибыли, возникающей в реальной экономике. Наконец, с 1970-х гг. стал формироваться виртуальный финансовый рынок. Чем же виртуальный финансовый рынок отличается от обыч­ного биржевого рынка акций? Назначение ценных бумаг Первичная ценная бумага (акция, облигация) связана с денеж­ным взносом ее вл...
Место иностранных ТНК в белорусской экономике Транснациональные корпорации являются своеобразными «локомотивами» мировой экономики, их роль трудно переоценить. По своей значимости многие ТНК зачастую сопоставимы с целыми государствами. Несомненно, ТНК являются положительным явлением для белорусской экономики, создавая дополнительные рабочие места и приток средств в бюджет страны через выплату налогов. Однако для привлечения ТНК необходимо предоставить условия, на которых они будут согласны инвестировать в Беларусь. Одним из важнейших условий является предоставление гарантий со стороны белорусского государства, касающихся продажи предприятий и заводов при условии, что в будущем государство не национализирует проданные объекты и не изменит условия работы инвесторов на белорусском рынке. Кроме того, корпорации интересуют исключительно прибыльные, а не убыточные предприятия, в которые необходимо инвестировать колоссальные средства. Как бы то ни было основная задача любой ТНК — это получение прибыли. Несомненно, корпорации хотят ...
Концепции ранних институционалистов Основоположником институционализма по праву считается Торстейн Веблен (1857-1929), выходец из семьи норвежского крестьянина-эмигранта. Познав участь бедного студента в престижном Йельском университете, Веблен стал профессором Чикагского университета, созданного в 1892 г. на деньги богатейшего предпринимателя США Дж.Д.Рокфеллера. Опубликованная в 1899 г. «Теория праздного класса» принесла ему широкую известность, хотя в академических кругах она первоначально была подвергнута резкой критике, поскольку взгляды автора резко отличались от общепринятых. Т.Веблен категорически выступал против неоклассической трактовки экономической науки как науки о ценах и рынках. Он считал, что ее предметом должны стать отношения между людьми. Ученый выступил против господствовавшего среди экономистов со времен А.Смита представления, согласно которому вся хозяйственная деятельность обусловлена стремлением каждого субъекта к наибольшей выгоде, т.е. к максимизации личной пользы от имеющихся ресурсов. Вебле...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика