Издержки производства и их стоимостная оценка

При переходе экономики республики к рыночным отноше­ниям особую роль приобретает стоимостная оценка издержек производства. Решающим критерием результативности фун­кционирования рыночного механизма саморегулирования в ко­нечном счете является снижение затрат на производство и реа­лизацию продукции, так как успех производителя (наряду с объемами продаж и уровнем цен) определяется также и конку­рентоспособностью продукции по себестоимости. Поэтому пока­затель себестоимости в новых условиях хозяйствования сохра­няет важное значение как присущий рыночным механизмам компонент, инструмент управления затратами производства на предприятии.

Себестоимость промышленной продукции является объек­тивной экономической категорией, характеризующей выра­женные в денежной форме текущие затраты предприятий, свя­занные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее про­изводство и реализацию.

Предприятия перерабатывающей промышленности в насто­ящее время имеют устаревшие, изношенные и недостаточно загруженные по мощности производственные фонды, что при­водит к увеличению примерно в 1,3-1,5 раза затрат на перера­ботку сельскохозяйственной продукции по сравнению с разви­тыми зарубежными странами.

Основное влияние на величину себестоимости производства продукции оказывает статья «Сырье и основные материалы», удельный вес которой в зависимости от вида продукта изме­няется в диапазоне от 60 до 80 % (для мясо-молочной промыш­ленности), а при производстве плодоовощных консервов со­ставляет около 50 %.

Кроме того, на себестоимость влияет стоимость сырья. Из­менение себестоимости производства продукции перерабатыва­ющих предприятий связано главным образом не с производ­ственными издержками предприятия, а с политикой государ­ства по ограничению роста закупочных цен на сельскохозяй­ственную продукцию. Установленные правительством ограни­чения в рентабельности и оптово-отпускных ценах для социаль­но значимых мясо-молочных продуктов сделали убыточным их производство на многих предприятиях, которые сокращают объемы их производства. Это приводит к дефициту некоторых продуктов в розничной торговле.

Таким образом, можно говорить о стабилизации себестоимос­ти производства продукции на перерабатывающих предприяти­ях в основном за счет мер административного характера (ограни­чение рентабельности и оптово-отпускных цен, нормирование затрат и т.д.), предпринятых государством, хотя это можно было осуществить мерами рыночного характера в рамках конкурен­ции с импортными продуктами, допущенными в определенных объемах на рынок нашей республики.

Следует отметить, что в связи с ростом цен на энергоресурсы с устаревшими технологиями и оборудованием, незначитель­ными инвестициями, низкой загрузкой производственных мощ­ностей и другими негативными факторами отечественная про­дукция перерабатывающих предприятий становится все менее конкурентоспособной.

Для дальнейшей стабилизации себестоимости и ее постепен­ного снижения необходимо использовать рыночный механизм регулирования себестоимости посредством проведения государ­ством определенной инвестиционной, кредитной, налоговой по­литики и создания конкурентной среды на рынке мясных и мо­лочных продуктов.

Кроме того, для снижения себестоимости производства про­дукции предприятиям мясо-молочной и плодоовощеконсервной промышленности важно проводить работу по уменьшению рас­ходов по основным калькуляционным статьям, установлению эффективной структуры производства и управления, увеличе­нию загрузки мощностей, внедрению энерго-, ресурсосберегаю­щих и безотходных технологий.

Понятие издержек производства и себестоимости продукции Производство связано с потреблением различных ресурсов. Издержки – это совокупность потребленных и перенесенных на продукцию ресурсов Себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство продукции. Различают общественные и индивидуальные издержки: Общественные издержки – совокупность затрат общества на производство конкретного вида продукции. Эти издержки составляют стоимость продукции. Индивидуальные издержки – это затраты на производство отдельного предприятия. В процессе производства используют различные ресурсы. Различают: Покупные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по цене реализации. Собственные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по себестоимости, т.е. по затратам пошедшим на их производство. ...
Эффект масштаба производства В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают: положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X) постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X) отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) . Характер действия эффекта масштаба обусловлен: не действием закона убыва...
Сущность внешних эффектов В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется: благо потребляется без оплаты не все издержки включены в цену Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре. Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование. Внешний эффект (экстерналия) - это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц. Основные черты: Сказываются на благосостоянии третьих лиц. Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается. Различают частные, внешние и общественные издержки: Частные издержки - зат...
Понятие издержек. Классификация издержек Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара. Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы. Понятие издержек имеет несколько значений. Классификация издержек Индивидуальные - издержки собственно фирмы; Общественные - совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.; Издержки производства - это издержки непосредственно связанные с производством товаров и услуг; Издержки обращения - связанные с реализацией произведенной продукции. Класси...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика