Маржинализм: выгоды и издержки

В экономическом восприятии действительности преобладает маржинальный анализ — сопоставление предельных выгод и предельных издержек. (В данном случае слово marginal — «предельный» — означает «добавочный», «дополнительный» или «изменение в…».) Почти все решения вносят изменения в существующее положение вещем. Стоит ли вам продолжить учебу еще год? Стоит ли ежемесячно тратить больше денег на компакт-диски или лучше сократить эту статью расходов? Точно так же поступают и предприятия: они должны принимать решения, стоит ли им сокращать или расширять штат работающих и соответственно — объемы производства?

Каждый такой выбор связан с предельными выгодами и из-за ограниченности ресурсов — с предельными издержками. Чтобы такой выбор был рациональным, необходимо сравнивать эти две величины. Например, время — ограниченный ресурс. Что вы станете делать, если в субботу у вас окажется два «свободных» часа? Вы могли бы посмотреть по телевизору баскетбольный матч с участием университетской команды. Предельная выгода здесь — удовольствие от наблюдения за игрой. Предельные издержки представляют собой выгоду, которую вы могли бы получить от других занятий, которым вы предпочли игру, например учеба, бег трусцой или сон. Если предельная выгода превышает предельные издержки, то рационально будет посмотреть матч. Но если вы решите, что предельные издержки превышают предельную выгоду, то следует выбрать какое-нибудь другое занятие.

На национальном уровне правительство постоянно принимает решения. Эти решения также связаны с предельными выгодами и издержками. Увеличение расходов на здравоохранение может означать сокращение расходов на финансирование библиотек, субсидий для малообеспеченных слоев населения или военную безопасность. В мире ограниченных ресурсов решение получить предельную выгоду, связанную с конкретным выбором, всегда влечет за собой предельные издержки, связанные с отказом от чего-то другого. Опять-таки бесплатных обедов не бывает.

Одно из удивительных следствий решений, основанных па маржинальном анализе, состоит в том, что «хорошего» может оказаться слишком много. Хотя некоторые товары и услуги всегда желательны — образование, здравоохранение, чистая окружающая среда, — на самом деле мы можем получить их в чрезмерном количестве. «Слишком много» бывает тогда, когда мы доводим производство до такой точки, в которой предельные издержки (ценность упущенных возможностей) равны предельной выгоде.

Если мы решим развивать здравоохранение до такой степени, что его предельные издержки для общества превысят предельную выгоду, то мы предоставим «слишком много» здравоохранения, хотя охрана здоровья сама по себе дело хорошее. Если предельные издержки здравоохранения превышают его предельные выгоды, значит, мы приносим в жертву альтернативные услуги (например, образование или уменьшение загрязнения окружающей среды), которые являются большей ценностью, чем охрана здоровья, в предельном значении, то есть при учете последней единицы издержек и выгод. (Ключевой вопрос I.)

В разделе «Последний штрих» показано, как экономическое восприятие проявляется в повседневной жизни.

Издержки производства и их стоимостная оценка При переходе экономики республики к рыночным отноше­ниям особую роль приобретает стоимостная оценка издержек производства. Решающим критерием результативности фун­кционирования рыночного механизма саморегулирования в ко­нечном счете является снижение затрат на производство и реа­лизацию продукции, так как успех производителя (наряду с объемами продаж и уровнем цен) определяется также и конку­рентоспособностью продукции по себестоимости. Поэтому пока­затель себестоимости в новых условиях хозяйствования сохра­няет важное значение как присущий рыночным механизмам компонент, инструмент управления затратами производства на предприятии. Себестоимость промышленной продукции является объек­тивной экономической категорией, характеризующей выра­женные в денежной форме текущие затраты предприятий, свя­занные с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее про­изводство и реали...
Понятие издержек производства и себестоимости продукции Производство связано с потреблением различных ресурсов. Издержки – это совокупность потребленных и перенесенных на продукцию ресурсов Себестоимость продукции – это затраты предприятия на производство продукции. Различают общественные и индивидуальные издержки: Общественные издержки – совокупность затрат общества на производство конкретного вида продукции. Эти издержки составляют стоимость продукции. Индивидуальные издержки – это затраты на производство отдельного предприятия. В процессе производства используют различные ресурсы. Различают: Покупные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по цене реализации. Собственные ресурсы – включаются в себестоимость товарной продукции по себестоимости, т.е. по затратам пошедшим на их производство. ...
Эффект масштаба производства В долгосрочном периоде фирма имеет возможность не только комбинировать факторы производства, но и изменять количество применяемых факторов, т.е. изменять масштабы производства. Оказывается, изменение факторов в одной и той же пропорции может привести к различным результатам. Соотношение между относительным изменением объема выпуска и относительным изменением затрат факторов производства называется эффектом масштаба. В зависимости от характера указанного соотношения различают: положительный (растущий) эффект масштаба, когда объем выпуска увеличивается в большей пропорции, чем затраты факторов — F(aX) < aF(X) постоянный (неизменный) эффект масштаба, когда объем выпуска изменяется в той же пропорции, что и затраты факторов — F(aX) = aF(X) отрицательный (снижающийся) эффект масштаба, если объем выпуска увеличивается в меньшей пропорции, нежели затраты факторов производства,F(aX) > aF(X) . Характер действия эффекта масштаба обусловлен: не действием закона убыва...
Сущность внешних эффектов В ходе производства и реализации продукта производители несут определённые издержки. В условиях рынка все издержки компенсируются ценой. Однако возникают случаи когда это условие не выполняется: благо потребляется без оплаты не все издержки включены в цену Некоторые сделки купли-продажи затрагивают интересы третьих лиц, тех, кто не является ни продавцом, ни покупателем. Третьи лица могут нести дополнительные издержки или получать выгоду. В этом случае рыночная цена не способна передать достоверную информацию о товаре. Результатом внешних эффектов является не эффективное расходование ресурсов и не объективное ценообразование. Внешний эффект (экстерналия) - это издержки или выгоды от рыночных сделок не отражённые в цене блага, которые воздействуют на третьих лиц. Основные черты: Сказываются на благосостоянии третьих лиц. Создание или потребление внешнего эффекта не оплачивается. Различают частные, внешние и общественные издержки: Частные издержки - зат...
Понятие издержек. Классификация издержек Издержки (cost) — стоимость всего, от чего приходится отказаться продавцу ради производства товара. Для осуществления своей деятельности фирма несет определенные затраты, связанные с приобретением необходимых производственных факторов и реализацией произведенной продукции. Стоимостная оценка этих затрат есть издержки фирмы. Наиболее экономически эффективным методом производства и реализации какого-либо товара считается такой, при котором происходит минимизация издержек фирмы. Понятие издержек имеет несколько значений. Классификация издержек Индивидуальные - издержки собственно фирмы; Общественные - совокупные затраты общества на производство продукта, включающие в себя не только чисто производственные, но и все иные затраты: охрана окружающей среды, подготовка квалифицированных кадров и т.п.; Издержки производства - это издержки непосредственно связанные с производством товаров и услуг; Издержки обращения - связанные с реализацией произведенной продукции. Класси...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика