Конкуренция. Сущность и виды

Конкуренция (от лат. concurrere — состязаться) — соперничество между участниками ры­ночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обо­собленностью каждого участника рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры (текущего состояния экономики в определенный период) и противоборством с другими претенден­тами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание — закон рынка.

Чтобы лучше понять свободную конкуренцию, ее нужно срав­нить с абсолютной монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несим­метричным. Противоположность их свойств коренится в совер­шенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. На­глядное представление об этом мы получим в таблице, которая характеризует положение продавцов благ.
Таблица. Конкуренция и монополия

По теме:  Максимизация прибыли чистого конкурента в краткосрочном периоде
Параметры состояния рынка Свободная конкуренция Абсолютная монополия
Число продавцов Много Один
Барьеры входа на рынок
и выхода из него Нет Есть (нет вхождения)
Участие товаровладельцев
в контроле над ценами Нет Полный контроль

Из материалов таблицы нетрудно сделать следующее заклю­чение. Конкуренция представляет собой более благоприятное со­стояние рынка. Разве можно назвать естественным такое поло­жение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам дик­тует цены на продаваемые им товары?

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким осно­ваниям:

  • а) масштабам развития
  • б) характеру
  • в) методам сопер­ничества

По масштабам развития конкуренция может быть:

  1. индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» — выбрать наилучшие условия купли- продажи товаров и услуг)
  2. местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограни­ченной территории)
  3. отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за по­лучение наибольшего дохода)
  4. межотраслевой (соперничество представителей разных от­раслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в це­лях извлечения большего дохода
  5. национальной (состязание отечественных продавцов и по­купателей внутри данной страны)
  6. международной (борьба предприятий, хозяйственных объе­динений и государств разных стран на мировом рынке)
По теме:  Чистая конкуренция

По характеру развития конкуренция подразделяется:

  1. на сво­бодную
  2. регулируемую

По методам ведения рыночное соперничество делится:

  1. на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредст­вом снижения цен)
  2. неценовое (победу одерживают путем по­вышения качества продукции, лучшего обслуживания покупате­лей и т.п.)

Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.

Свободная конкуренция означает:

  • Во-первых, что на рынке име­ется множество независимых товаровладельцев, самостоятель­но решающих, что создавать и в каких количествах.
  • Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дис­криминации (умаления прав) и иметь возможность купить това­ры и услуги на любом рынке.
  • В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
По теме:  Монополистическая конкуренция

Свободная конкуренция, естественно, соответствует начально­му периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперниче­ство в современных условиях — редкое явление. Так, в высоко­развитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.

В XX в. получили развитие новые фор­мы рыночного соперничества: регулируемая государством конку­ренция и противоборство монополий.

При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно пред­положить, что свободное соперничество вносит в рыночные от­ношения полную неорганизованность, беспорядок. В значитель­ной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила ры­ночного соперничества, определяемые интересами частных соб­ственников.

По теме:  Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля в маркетинге
Конкуренция при возрастающем эффекте масштаба При обсуждении стратегического сдерживания входа фирмы в рынок мы рассматривали пример дуополии в отрасли с возрастающим эффектом масштаба. Могли бы 2 фирмы продолжать существование в отрасли с характером издержек, присущим естественной монополии? Довольно легко представить 2 начинающие дело фирмы на ранней стадии создания новой продукции, каждая из которых обслуживает различные сегменты рынка. Предположим затем, что отрасль набирает силу и для этой продукции образуется единый общенациональный рынок. Следует ли ожидать, что одна фирма вытеснит другую из бизнеса и присвоит себе роль естественного монополиста? Если это произойдет, то какую цену она назначит? Чтобы конкретизировать наши рассуждения, представим, что производственный процесс характеризуется постоянными предельными издержками и ниспадающей кривой средних валовых издержек. Рис. Раздел рынка при возрастающем эффекте масштаба При наличии на рынке двух фирм издержки выше, чем при наличии одной фирмы. И все же одна фирма...
Сущность и виды конкуренции: Реферат Тема: Сущность и виды конкуренции Тип работы: Реферат Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 18 Количество источников литературы: 6 Размер: 466 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ ГЛАВА. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 3.1. Монополия 3.2. Монополистическая конкуренция 3.3. Олигополия Скачать
Конкуренция: Курсовая работа Тема: Конкуренция Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2012 Страниц основного текста: 21 Количество источников литературы: 26 Размер: 140 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ 1.1. Сущность конкуренции и ее значение для развития экономики 1.2. Виды конкуренции ГЛАВА. ВЛИЯНИЕ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНОК 2.1. Общее влияние конкуренции на развитие рынка 2.2. Отрицательное воздействие несовершенной конкуренции на рынок 2.3. Необходимость государственного регулирования рынка ГЛАВА. РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 3.1. Развитие конкурентных отношений в современной России 3.1. Антимонопольное законодательство России Скачать...
Конкуренция: понятия, условия, формы и методы: Курсовая работа Тема: Конкуренция: понятия, условия, формы и методы Тип работы: Курсовая Предмет: Экономическая теория Год написания работы: 2009 Страниц основного текста: 36 Количество источников литературы: 18 Размер: 322 kb СОДЕРЖАНИЕ ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Трактовка понятия конкуренции в экономической науке Правовое регулирование монополистической деятельности и защита конкуренции Модели рыночных структур Виды конкуренции ГЛАВА. КОНКУРЕНЦИЯ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ Методика исследования конкуренции на российском рынке Текущие задачи антимонопольного регулирования в Российской Федерации в условиях глобального финансового кризиса Макроэкономические оценки состояния конкуренции в Российской Федерации Динамика нарушений антимонопольного законодательства 2007-2008 гг. Скачать...
Понятие совершенной (чистой) конкуренции Совершенная конкуренция предполагает, что фирмы совершенно свободны в своих действиях. Это наиболее упрощённый для ценообразования и обмена рынок. На таком рынке существует огромное множество продавцов и такое же количество покупателей. Ценообразование осуществляется стихийно, на основе взаимодействия спроса и предложения. Признаки чистой конкуренции: Продукт стандартизован. На рынке множество мелких фирм, каждая из которых производит не более одного процента от общеотраслевого продукта. Уход с рынка производителя не оказывает ни какого влияния на состояние рынка. Фирмы не интересуются действиями друг-друга. Продавец принимает цену заданную рынком. Каждый желающий войти в отрасль может это сделать, не зависимо от воли конкурентов. Покупателю безразлично товар какой фирмы покупать. Валовой доход совершенного конкурента складывается из суммы реализованных цен. TR = Ep = p*n MR = TRn - TRn-1 = P ...