Методы регулирования
Метод регулирования представляет собой способ практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект. Известны два пути такого рода воздействий:
экономический
административный
Необходимо отметить тот факт что они тесно связаны между собой. Любой экономический метод несет в себе элемент администрирования, ибо является инструментом государственной власти, а значит, обязателен для исполнения всеми субъектами хозяйствования. Что же касается административных методов, то они носят экономический характер, поскольку сфера их действия — экономическая система. Вместе с тем необходимо указать на противоположности этих двух инструментов. Дело в том, что экономические методы не сужают свободу выбора, предоставляя субъекту множество альтернатив, из которых он может выбрать лучшее решение. Что же касается административных методов, они сводят выбор до минимума или вообще устраняют его. Это происходит в системах, которые приобретают черты авторитарности и тотальности. Однако не стоит считать, что в рамках рыночной экономики применение административных методов нерационально. Существуют определенные области, где их использование укрепляет совершенную конкуренцию. Это контроль за исполнением антимонопольного законодательства; регулирование внешних эффектов (закрытие предприятий, сокращение объема производства, введение особых налогов); обеспечение стандартов благосостояния нации (минимум зарплаты, пособия по безработице и т.п.).
Экономические методы включают бюджетно-налоговые и кредитно-денежные. К первым относят государственные расходы, налоги, льготы, трансфертные платежи, субсидии, т.е. те выплаты, которые осуществляются на базе государственного бюджета. Вторые методы регулирования включают эмиссию денежных знаков, регулирование ставки межбанковского процента, операций на открытом рынке, использование нормы обязательных резервов, а также валютного курса.
Анализ административных методов регулирования экономики позволяет выделить в них две самостоятельные группы: административно-экономические и административно-организационные инструменты. Первые включают централизованное планирование, механизм ценообразования, систему госзаказов и т.п. Таким образом, эти методы представляют собой попытку наполнить администрирование конкретным экономическим содержанием. Что же касается административно-организационных методов, они включают указы приказы, распоряжения, предписания и т.п., имеющие обязательный характер и предусматривающие определенные санкции за их невыполнение. Примером могут служить случаи прямого расформирования фирм, уличенных в систематическом использовании методов недобросовестной конкуренции и прошедших судебный процесс по указанному факту.
Государственное вмешательство осуществляется в трех взаимосвязанных формах:
- правовой
- социально-экономической
- организационно-институциональной
Правовая форма заключается в создании правовых основ функционирования экономической системы. Социально-экономическая форма реализуется путем конкретных способов воздействия на экономические процессы и субъектов хозяйствования. При организационно-институциональной форме государство регулирует все процессы посредством создания соответствующих структур — учреждений, организаций и т.п.