Проблема перехода к развитому рынку

Чтобы перейти к современной рыночной экономике, приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом — абсолютной рыночной монопо­лией — и финишем — развитым рынком, как говорится, дистан­ция огромного размера. Это наглядно показывают данные таблице, в которой сопоставлены важнейшие черты стартовых и фи­нишных позиций.

Таблица. Основные признаки абсолютной монополии и развитого рынка

Абсолютная монополия Развитой рынок
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств Централизованное установление неиз­меняемых цен

Распределение многих продуктов по установленным государством нормам Монополия государства во внешней торговле

Монополистические преграды конку­ренции

Продажа всем желающим производ­ственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе Цены основаны на договоре покупате­лей и продавцов

Свободный выбор покупателями всех видов товаров

Свобода внешнеэкономической дея­тельности педпринимателей

Конкуренция всех товаровладельцев

За период с 1992 по 2000 г. наша страна продвинулась к развито­му рынку незначительно. Сейчас более четко, чем вначале, обозна­чились задачи, требующие разрешения в теории и на практике.

Одна из первостепенных задач — ограничение рыночной влас­ти абсолютных монополий рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции.

Движение от полностью монополизированного рынка нача­лось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Слабо выполняются за­конодательно закрепленные меры по ограничению монополисти­ческой деятельности и развитию конкуренции. Поэтому напри­мер, введение «свободных» цен проводилось руками монополий и в их интересах. В то же время государство слабо поддерживает мелкий и средний бизнес, без которого не может быть конкурент­ного рынка.

Важно решить и другую задачу — полностью развить всю си­стему рынков. Рыночные преобразования в нашей стране нача­лись с полного разрушения системы государственного материаль­но-технического снабжения. Однако взамен ее не были созданы аналогичный рынок производственного оборудования, а также рынок оптовой торговли. Нормальной экономики не может быть без высокоразвитого рынка недвижимости (земли, жилья) и без рынка ценных бумаг. Еще предстоит в полной мере воссоздать все звенья развитой рыночной системы.

При преобразовании российской экономики требуется пра­вильно выбрать тип и структуру рыночных отношений.

Еще до 1992 г. инициаторы создания новой экономики провоз­глашали идею создания свободного рынка. Их не смущали предо­стережения противников такой ориентации. Так, Дж. Гэлбрейт (США) в интервью газете «Известия» 31 января 1990 г. откровен­но и резко заявил:

«Те, кто говорит… о возвращении к свободному рынку времен Смита, неправы настолько, что их точка зрения мо­жет быть сочтена психическим отклонением клинического харак­тера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не смогло бы выжить».

Но как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где велась индивидуаль­ная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Каждо­му гражданину было предоставлено право торговать чем угодно и где угодно. При этом далеко не всегда соблюдался надлежащий санитарно-эпидемиологический, экологический и иной контроль.

Жизнь доказала, что необходимо быстрее решать созидатель­ные задачи: создавать рынок как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику.

По теме:  Биткоин Криптокалипсис. Что будет с пузырем?
Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...