Рыночные отношения. Особенности и типы

4 типа экономических отношений

  1. Административно-командная экономика — тотальное планирование, господство общественной собственности, частная собственность не допускается, нет классических рыночных институтов (коммерческих банков, системы налогообложения), существует высокий уровень социальной поддержки населения. Такие страны — Куба, Венесуэла, Алжир и т.д.
  2. Рыночная (либеральная экономика) — господство частной собственности (в США — 90%), мало налогов, но и низкий уровень социальной поддержки, опора на классические рыночные институты (конкуренцию и свободное ценообразование). Такие страны — США, Канада, Германия, Британия.
  3. Смешанная экономика (административно-командная + рыночная) — частная и государственная собственность представлены примерно поровну, много налогов, но и высокий уровень социальной поддержки. Такие страны — Британия до Маргарет Тетчер, Беларусь, скандинавские страны.
  4. Традиционная экономика — экономические отношения испытывают сильное влияние религиозных верований, традиций и обычаев. Такие страны — Индонезия, Индия, Япония, Китай.
По теме:  Биткоин Криптокалипсис. Что будет с пузырем?

Типы рыночного поведения

  1. Голландский — характерна умеренная норма прибыли, фирмы дорожат именем, сделки на доверии, часто по телефону.
  2. Итало-сицилийский — субъекты стремятся к громадным прибылям (600% — 2000%). Преобладающие виды деятельности — продажа оружия, наркотиков, проституция, порнография, махинации.
  3. Мафиозный — деятельность фирм не лежит в сфере производства и торговли, фирмы ориентируются на подкуп государственных чиновников, рэкет, коммерческий обман.

Особенности рыночных отношений

1. Рыночные отношения имеют много вековую историю, фактически вся история развития человечества — история развития рыночных отношений. Экономические отношения — всегда рыночные отношения.
2. Рыночные отношения присущи любым общественно-экономическим формациям:

  • первобытно-общественному строю
  • рабовладению
  • феодализму
  • капитализму
  • коммунизму

Главное в рыночных отношениях — операции обмена, а они существуют при любом строе. Зарождение рыночных отношений можно представить в виде следующих схем:

  • САМООБЕСПЕЧЕНИЕ (каждый полностью обеспечивает себя всем необходимым;рыбак, помимо рыболовства, занимается ещё и охотой, скотоводством и лепкой горшков):
По теме:  Рыночное равновесие

  • ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ОБМЕН (каждый ремесленник занимается своим делом, если рыбаку нужен горшок, то он идёт прямо к гончару):

  • ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ОБМЕН (появляется новое ремесло — купечество; теперь чтобы получить горшок, рыбаку не нужно идти прямо к гончару, он идёт к купцу, отдаёт ему деньги и получает то что ему нужно):

Возник обмен — возникли рыночные отношения.

3. Рыночные законы действуют также естественно и неотвратимо, как и законы природы.
4. Рыночные отношения не следует отождествлять с капитализмом. Капитализм как общественно-экономическая формация предложен и разработан Адамом Смитом и Карлом Марксом.

Но существуют и другие классификации экономических отношений. Американский экономист Д. Гэлбрейт в книге «Новое индустриальное общество» выделил 3-и типа экономических отношений:

  1. До индустриальный тип — период до средины 19 века. Не было фабрик, заводов, крупного машинного производства, господствовало ремесленное производство.
  2. Индустриальный тип — до 1945 года. Появилось крупное машинное производство.
  3. Постиндустриальный тип — 1945 год — наши дни. Внедряются суперсовременные технологии и техника.
По теме:  Рынок ценных бумаг. Акции и облигации

Рыночные отношения всегда проходят длительный период развития. Промышленно-развитые страны стали таковыми только спустя несколько десятилетий после начала рыночных преобразований.

Рыночные отношения открываются этапом первоначального накопления капитала. Он характеризуется высоким уровнем преступности, разделом и переделом рынков. На этапе первоначального накопления капитала бизнес из мелкого должен превратится в крупный. Этот этап заканчивается тогда, когда капиталы начинают перетекать из сферы торговли и обращения в сферу производства и банковскую деятельность.

Государственное регулирование рынка Основными инструментами государственного регулирования рынка являются: налоги; дотации; фиксированные цены. Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов. Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта: а) налог уплачивают продавцы; б) налог уплачивают покупатели. Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т руб. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1DD1, a линия предложения - S1S1. Равновесная цена составляла Р1( равновесный объем продаж - Q1. В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше пре...
Что такое сегментация рынка? Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга по своим вкусам, желаниям, потребностям и, главное, приобретают товары исходя из разных мотиваций. Поэтому предприниматель должен понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый человек будет неодинаково реагировать на предлагаемые товары или услуги. Очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия в потребностях. Выпуск и реализация ограниченного количества видов и моделей товаров, рассчитанных лишь на некий усредненный уровень, без учета дифференциации потребностей может оказаться не лучшей стратегией использования потенциальных возможностей предприятия. Например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую цену, тогда как другие имеют желание приобрести товар с приемлемыми потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться ...
Сегментация рынка как задача маркетинговых исследований Предприятие, действуя в сложных условиях рынка, должно внимательно относиться к вопросам, кого и как обслуживать. Любой рынок состоит из потребителей, которые отличаются друг от друга по вкусам, желаниям, потребностям и приобретают товары исходя из разных мотиваций. Полому осуществление успешной маркетинговой деятельности предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Сточки зрения маркетинга термин «рынок» используется для обозначения группы потребителей, объединенных потому или иному признаку. Именно это составляет основу сегментации рынка. С помощью сегментации из общего количества потенциальных потребителей формируются определенные группы (рыночные сегменты), каждая из которых предъявляет свой специфический спрос на рынке. Сегментация рынка - деятельность по классификации потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. Два самых ярких высказывания по поводу сегментации рынка принадл...
Сегментация рынка по демографическим признакам Демографические признаки достаточно часто применяются при сегментации рынка потребительских товаров. Это объясняется доступностью характеристик сегментов, их устойчивостью во времени, а также наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Широкие возможности для определения сегментов рынка по демографическим признакам предоставляют результаты переписи населения, хотя их не всегда бывает достаточно. Например, для характеристики рынка бритвенных приборов основополагающей является информация о численности мужского населения в возрасте старше 16-18 лет. Впрочем, здесь не следует забывать и об отраслевом сегменте нуждах парикмахерских с учетом одноразового использования бритвенных приборов. Базовыми демографическими признаками сегментации рынка являются пол, возраст потребителей, а также жизненный цикл семьи. Сегментация по половому признаку широко используется на рынках одежды, обуви, средств личной гигиены, косметики и т.п. В то же время значимость подобной сегментации постепе...
Рынок ценных бумаг Рынок ценных бумаг представляет особую часть сферы обращения, в которую вовлечены акции, облигации, сберегательные сертификаты (доку­менты, удостоверяющие факт владения ценными бумагами), век­селя, казначейские (казначейство — финансовый орган прави­тельства) государственные обязательства. На рынке ценных бумаг участвуют следующие субъекты: а) эмитенты — юридические лица, которые занимаются эмисси­ей (выпуском) ценных бумаг и несут ответственность по ним б) инвесторы — юридические и физические лица, приобрета­ющие ценные бумаги от своего имени и за свой счет в) инвести­ционные институты — юридические лица, действующие в каче­стве инвестиционных консультантов, финансовых посредников и инвестиционных компаний Рынок ценных бумаг подразделяется на два вида: первичный и вторичный. На первичном рынке эмитент (предприятие, государственное учреждение) продает новые выпуски ценных бумаг и получает за них нужные денежные средства. Такие бумаги сразу же приобре­тают первонач...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика