Социально-экономические проблемы безработицы
Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не может приложить свою рабочую силу, становится «излишним» населением.
Порождается безработица в условиях рыночной экономики под действием конкуренции на рынке труда, усиливается в период экономических кризисов и последующих депрессий в результате резкого сокращения спроса на рабочую силу.
В современных условиях в Украине растет безработица, связанная:
- со структурной перестройкой экономики;
- с диспропорциями в ее развитии;
- с внедрением новой техники и технологии в производство.
Безработица существовала и в бывших соцстранах, особенно в конце 80-х гг. Она была вызвана ошибками в планировании, диспропорциями в развитии отдельных отраслей и регионов.
Безработными на Украине признаются граждане, которые не имеют работы и заработка и зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Основной контингент безработных на Украине — люди пожилого возраста, женщины, молодежь.
Различают три вида безработицы:
- фрикционную
- структурную
- циклическую
Фрикционная безработица существовала всегда, так как связана с переменой места работы, и граждане в поисках лучшей работы идут на это добровольно,
Структурная безработица связана с изменением структуры производства и, как результат, несовпадением предложения рабочей силы и спроса на нее.
Циклическая безработица возникает в определенные моменты жизни общества: во время спада производства, депрессии и т.д., когда спрос на рабочую силу очень низок.
Безработица принимает самые разнообразные формы: временную, сезонную, региональную, молодежную и т.д.
В период экономического спада производства, проблемы безработицы еще более обостряются, поэтому государство, стремясь не допустить или минимизировать безработицу, должно активно выполнять социально-защитные, регулирующие функции.
К числу основных факторов порождающих безработицу можно отнести:
- высвобождение работников в результате внедрения прогрессивных методов хозяйствования (аренда, кооперация, и т.д.) и приватизация предприятий;
- структурная перестройка предприятий, отсутствие работы по специальности;
- высвобождение работников в результате плохо организованного процесса конверсии военно-промышленного комплекса;
- закрытие неконкурентоспособных, убыточных и потерпевших банкротство предприятий;
- ликвидация экологически вредных производств под влиянием общественного мнения;
- внедрение в производство достижений научно-технического прогресса.
Любое государство заинтересовано в поддержании полной и постоянной сбалансированности между числом рабочих мест и численностью работников.
Согласование спроса на рабочую силу и ее предложения не может, проходить бесконфликтно.
Одно из основных противоречий обеспечения занятости — невозможность добиться абсолютной синхронности перемен в цепочке: структурные сдвиги — модернизация рабочих мест — изменение потребности в кадрах — высвобождение работающих — предоставление новой работы.
В этих условиях полная занятость есть величина вероятностная, допускающая колебания вокруг точки равновесия между спросом на рабочую силу и ее предложением и лишь в редких случаях соответствующая ей. Поэтому к безработице необходимо относиться как к постоянной спутнице рыночной экономики.
Существует мнение, что безработица — это благо, дисциплинирующее население. Но в современном мире нет страны, где подобная концепция закладывается в правительственные экономические программы. За безработицу приходится расплачиваться и правительству и населению.
Экономическую цену за безработицу платят:
- потерявшие работу (снижение личных доходов);
- занятые в общественном хозяйстве (высокий уровень безработицы может сбить рост их заработной платы);
- общество, которое сталкивается с невозможностью достичь потенциального объема валового национального продукта;
- правительство, которое вынуждено повышать расходы на социальные выплаты при сокращающихся налоговых поступлениях.
В результате всего вышеперечисленного усиливается социальная напряженность.
Уровень безработицы минимален в странах политически ста-бильных, экономически развитых, с отлаженной системой социальной защиты населения.
Важным для ликвидации безработицы, специфическим для современного состояния экономики Украины является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.
Меры по сокращению безработицы могут быть следующими:
- трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест;
- организация общественных рабочих мест;
- поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса;
- переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;
- использование гибких форм занятости;
- широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
Следует выделить те направления, которые способствуют созданию дополнительных рабочих мест:
- обеспечение условий для развития малых предприятий: зарубежный опыт рыночной экономики свидетельствует, что сектор малого предпринимательства должен стать одним из важных элементов «разгрузки» рынка труда с ограниченным спросом;
- в связи с приватизацией должна получить дальнейшее развитие индивидуальная трудовая деятельность, что сокращает потребность в рабочих местах;
- необходимо оказание помощи частному предпринимательству в организации специализированных предприятий, ориентированных на использование местных сырьевых ресурсов;
- в сельской местности рекомендуется проводить реконструкцию и строительство новых предприятий по переработке сельхозпродукции на местах;
- широкое использование гибких форм занятости населения: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, что особенно важно для женщин, имеющих малолетних детей; кроме того, их использование приведет к сокращению количества граждан, которым требуется социальная защита;
- организация общественных работ, направленных на благоустройство территории, оказание помощи стройорганизациям в выполнении отдельных работ, сельхозработы; особенно важно использование общественных работ для обеспечения занятости неработающего населения в период подбора постоянного места работы;
- создание определенных льгот предприятиям, продукция которых пользуется спросом, и которые намечают работу в две-три смены.
В связи с тем, что формируется муниципальный сектор экономики, по решению местных органов власти могут быть образованы предприятия, использующие надомную форму организации труда, что особенно важно для создания дополнительных рабочих мест инвалидам.