Сущность спроса, закон спроса, следствие из закона спроса

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

Закон спроса

При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, —  между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

  1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
  2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.
  3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.
  4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности.
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности.
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – ….

Искоренения из закона спроса

  • Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект СНОБА —  в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

Факторы влияющие на спрос

Существует две группы факторов: ценовые и не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.
  2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает.  При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).


Не ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.
  2. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.
  3. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.
  4. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов  в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

Здесь можно почитать об Эластичности Спроса.

Паутинообразная модель Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Паутинообразная модель описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции, на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменения цен с некоторым запозданием. Рассмотрим вариант динамической модели рынка одного продукта. Предположим, что объем спроса зависит от уровня цен текущего периода, а объем предложения - от уровня цен предшествующего периода: QiD=QiD(Pt), QiD = QiS(Pt-1), где t - определенный период (t = 0,1,2,..., Т). Это значит, что производители в период t - 1 определяют объем производства, предполагая, что цены периода t - 1 сохраняются и в период t (Pt-1 = Pt). В таком случае график спроса и предложения будет иметь вид паутинообразной модели. Возможны три...
Рыночное равновесие спроса и предлодения Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ. Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения. Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня. Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения пре...
Взаимодействие спроса и предложения Ранее мы рассматривали спрос и предложение по отдельности. Теперь предстоит объединить эти две стороны рынка. Как это сделать? Ответ заключается в следующем. Взаимодействие спроса и предложения друг с другом порождает равновесную цену и равновесный объем или рыночное равновесие. Взаимодействие спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Графическое изображение взаимодействия спроса и предлож...
Что такое спрос? Закон спроса. Кривая спроса Спрос - отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить. В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса. Спрос проявляется в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос. Выделяют следующие факторы, влияющие на объем спроса: цена блага; цены других благ; доходы покупателей; общее количество покупателей данного блага; предпочтительные вкусы покупателей; инфляционные ожидания; экономическая политика государства. Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса. Закон спроса гласит, что количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении. При этом нет строго один...
Специфика регулирования спроса и предложения в АПК Рынок состоит из четырех элементов: спроса, предложения, цены и конкуренции. Элементы рынка в сельском хозяйстве проявляются под влиянием специфики данной отрасли. На спрос применительно к товару, помимо цены, воздействуют: вкусы, цена на сопряженные товары, доход потребителей, чис­ло покупателей и ожидания. Из пяти названных факторов три последних сказываются на спросе любых видов товара, незави­симо от их характера. Действие остальных факторов примени­тельно к спросу на товары АПК проявляется иначе, чем по дру­гим товарам. Рассмотрим специфику влияния факторов на спрос на эти продукты. Понятие вкуса имеет две смысловые нагрузки. По отношению к одежде, обуви, предметам домашнего обихода, произведениям искусства применяется понятие вкуса эстетического. Эстетическое восприятие продуктов питания также имеет место. Но на первое место здесь выходит вкус био­логический, т.е. ощущения, возникающие при воздействии различных растворимых веществ на вкусовые рецепторы в язы­ке человека. Вкус ...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика