Конспект экономиста:)

Меню

Теория Вагнера: влияние постоянного господства факторов предложения над факторами спроса на образование цен

нет комментариев

Подобно многим другим авторам, Вагнер, следуя широко распространенному мнению, предполагает наличие автономной тенденции к уменьшению объективной меновой ценности денег. Он считает, что это явление может объясняться тем фактом, что та сторона обмена, которая соответствует предложению [благ], почти неизбежно значительно сильнее и имеет куда больше возможностей реализовывать свой интерес, состоящий в покупке. Вагнер утверждает, что даже если не принимать во внимание то, что в реальности имеют место картели, сговор и другие формы объединения продавцов, а предположить, что индивидуальные продавцы конкурируют между собой, то очевидно, что сторона, обеспечивающая предложение, более солидарна, чем те, кто представляет спрос. Он заявляет, что розничные торговцы заинтересованы в росте цен в большей степени, чем покупатели заинтересованы в сохранении цен на неизменном уровне или в их снижении. Вагнер полагает, что причина этого состоит в том, что уровень дохода продавцов и соответственно их экономическое и вообще общественное положение сильнейшим образом зависит от цен, по которым они продают свои товары. В то же время покупатель, как правило, руководствуется специфическим, т.е. относительно менее значимым, интересом. Поэтому стремление продавцов удерживать и повышать цены образует род постоянного давления в сторону более высоких цен, которое осуществляется повсеместно и более энергично, чем противоположная тенденция, связанная с поведением покупателей. Конечно, бывает, что в розничной торговле цены снижаются — в целях поддержания и расширения продаж и роста прибыли, и конкуренция может делать и часто делает такие снижения цен неизбежными. Но в долгосрочном периоде эта тенденция, согласно Вагнеру, не так широко распространена и не обеспечивает такой рыночной эффективности, как стратегия повышения цен, способная эффективно противостоять указанной тенденции и даже преодолевать ее. В этом постоянном преобладании стороны предложения Вагнер видит одну из причин общего повышения цен.

Иными словами, Вагнер считает, что продолжительное падение объективной меновой ценности денег вызывается рядом факторов, которые, не оказывая влияния на цены оптовой торговли, воздействуют только на розничное ценообразование. Сегодня хорошо известен тот факт, что розничные цены потребительских благ находятся под воздействием бесчисленного множества самых разнообразных и специфических для розницы обстоятельств, которые противодействуют немедленной и однозначной реакции розничных цен на изменения оптовых цен. Среди конкретных факторов, определяющих розничные цены, преобладают такие, которые повышают розничные цены выше того уровня, который соответствует повышению оптовых цен. Хорошо известно, например, что розничные цены адаптируются к понижению оптовых цен более медленно, чем к их повышению. Однако нельзя упускать из виду и то, что в конце концов эта адаптация все-таки должна произойти и что розничные цены на потребительские блага всегда отражают динамику цен на блага производственного назначения, даже если это отражение осуществляется с запаздыванием. Кроме того, лишь очень малые и не-устойчивые изменения в сфере оптовой торговли не вызывают последствий для торговли розничной.

Даже если бы мы были готовы поддержать тезис о постоянном доминировании продавцов над покупателями, нужно признать, что логически вывести из этого обстоятельства тенденцию к общему удорожанию весьма проблематично. Если не указано никакой причины для повышения оптовых цен, — а Вагнер не делает даже попытки указать такую причину, — тогда тезис о постоянном увеличении розничных цен можно принять, только если мы готовы допустить постоянное увеличение временного лага между движением розничных и оптовых цен. Но Вагнер, во-первых, не постулирует ничего подобного, и, во-вторых, даже если бы он утверждал это, защитить его позицию было бы весьма трудно. Можно заметить, что совершенствование торгового дела приводит к более быстрой реакции розничных цен на изменения цен оптовой торговли и цен на промышленные изделия. Ценообразование универсальных магазинов, торговых сетей и торговых кооперативов привязано к динамике оптовых цен в значительно большей степени, чем цены разносной торговли и мелких лавок.

Непостижимым образом Вагнер увязывает тенденцию общего роста цен, которая является следствием доминирования продавцов над покупателями, с индивидуалистической системой свободной конкуренции или свободой торгово-промышленной деятельности. Он заявляет, что в условиях господства свободной конкуренции эта тенденция проявляет себя в наиболее явной форме и с наибольшей силой. Вагнер не приводит ни одного доказательства данного утверждения, возможно, вследствие его антипатии к экономическому либерализму, а также потому, что такое доказательство невозможно построить. Чем более свободна торгово- промышленная деятельность, тем легче и быстрее изменения оптовых цен отражаются на ценах розничной торговли, в особенности в сторону понижения. Там, где законодательство и другие ограничения поставили розничных торговцев в привилегированное положение, адаптация розничных цен к вариациям цен оптовой торговли происходит медленнее, а иногда полной адаптации не происходит вовсе.

Убедительный пример такой ситуации представляет собой опыт Австрии, где государство на протяжении жизни целого поколения покровительствовало ремесленникам и мелким лавочникам в их конкуренции с фабриками и крупными магазинами. Эти усилия сопровождались ростом цен в период с 1890 по 1914 г. Совершенно очевидно, что те условия, которые Вагнер называет господством продавцов над покупателями, возникают вовсе не при свободной конкуренции,- а там, где на ее пути возведены непреодолимые преграды.

Людвиг фон Мизес «Теория денег и кредита»

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)