Занятость населения

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

В соответствии с Конституцией Украины гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к труду. При этом принуждение к труду (в какой бы то ни было форме) не допускается. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной или иной ответственности.

Согласно с Законом Украины «О занятости» занятыми считаются граждане:

  • работающие по найму;
  • временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу;
  • обучающиеся.

Различают несколько категорий занятости: полную, продуктивную, рациональную, эффективную.

Занятость называют полной, если все, изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют. Полная занятость предполагает отсутствие циклической безработицы, но наличие её естественного уровня, который включает в себя фрикционную и структурную безработицу. (О видах безработицы см. п. 2.3. настоящего пособия)

Продуктивная занятость — занятость в общественном производстве, т.е. производстве материальных благ и оказании услуг, что определяет в конечном счете уровень и качество жизни населения.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.

Эффективная занятость — использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.

Существуют три основных принципа обеспечения занятости в период перехода к рынку.

По теме:  Трудовые отношения и коллективные договора

Первый принцип — добровольность и непринудительность труда:

  • приоритетное право выбора между участием и неучастием в общественном труде должно принадлежать самому человеку;
  • сферу общественного труда в демократическом обществе надо рассматривать как одну из равноправных сфер общественно полезной деятельности — воспитание детей, организация досуга, учеба, ведение домашнего хозяйства и т.п.

Можно заниматься любого рода трудовой деятельностью. Допустима только одна причина пресечения деятельности — незаконный источник средств существования.

Второй принцип — работать там и столько, где и сколько это необ-ходимо самому человеку. В соответствии с этим принципом используются различные формы занятости — постоянная, частичная, временная, эпизодическая, совместительство, гибкие графики организации работы и др.

Третий принцип — свобода выбора географического места труда. Объективные ограничения этого принципа существовали всегда.

Если человек планирует стать кооператором или фермером или за-няться индивидуальной трудовой деятельностью, общество не должно чинить ему правовых препятствий. Однако станет ли он тем же фермером, будет зависеть от личных качеств претендента и от того, существует ли в этом потребность общества.

Занятость населения — не только стремление к самовыражению, но и суровая необходимость обеспечить себе элементарные блага. Стоит только прервать работу — можно подвергнуться риску необеспеченной старости, лишиться очереди на жилье, потерять другие блага.

Предпосылки к достижению эффективной занятости — свобода выбора рода занятий, свобода выбора места работы и жительства, отмена всякого рода административных ограничений трудовой мобильности, предоставление гарантий трудоустройства в соответствии с законодательством о труде.

По теме:  Трудовые ресурсы МСХ

Решению вопросов занятости населения будет способствовать про-ведение приватизации части государственной собственности, реализация принципа равенства форм собственности, отмена прописки и устранение препятствий для свободного передвижения рабочей силы, создание рынков жилья на основе его приватизации, создание хорошо работающей системы найма рабочей силы, отладка вопросов переквалификации и освоения новых необходимых для общества профессий и специальностей и некоторые другие меры.

Украина в области занятости населения как правовое государство координирует свои действия с Международной организацией труда (МОТ). МОТ осуществляет Всемирную программу занятости, в соответствии с которой оказывает странам мира практическую помощь в выборе политики, призванной привести к созданию большего числа мест в промышленности, сельском хозяйстве, на общественных работах и в других секторах, а также в выборе технологий и программ подготовки, которые будут полностью использовать трудовые ресурсы в целях экономического и социального прогресса. Очевидно, что формирование современного рынка труда у нас в стране невозможно без освоения общепринятых в мире норм и стандартов трудовых отношений. Поэтому представляется особенно важным, чтобы законы, принимаемые сейчас для регулирования трудовых отношений, учитывали международные нормы.

Государственная политика в области занятости населения основана на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам в реализации права на труд и свободный выбор занятости;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение развития их способностей к производительному и творческому труду;
  • добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на свободном волеизъявлении граждан;
  • активное содействие занятости и предотвращение безработицы;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости;
  • сочетание самостоятельности местных органов власти с централизованными мероприятиями по решению важнейших проблем занятости;
  • участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) работодателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Украины за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в стране.
По теме:  Понятие и состав трудовых ресурсов

Для содействия занятости населения, удовлетворения потребности граждан в работе, предотвращения безработицы и социальной защиты от ее последствий на республиканском и местном уровнях разработана Государственная программа содействия занятости.

Государственные республиканская и региональная программа занятости предусматривают:

  • увеличение числа рабочих мест, повышение экономической заинтересованности предприятий, учреждений в продуктивных и гибких формах занятости населения;
  • меры содействия занятости населения в сельской местности;
  • обеспечение занятости нуждающихся в социальной защите граждан пенсионного возраста;
  • совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с развитием рабочих мест, подготовкой и переподготовкой, повышением квалификации, профессиональной переориентацией населения; повышением эффективности использования трудовых ресурсов;
  • создание условий для направления высвобождаемых работников в первую очередь в развивающиеся отрасли народного хозяйства;
  • совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы;
  • содействие добровольному переселению граждан с выделением соответствующих материальных и финансовых средств.

Решение вопросов, связанных с занятостью, одной Украине весьма трудно. Государства СНГ, несмотря на провозглашенную независимость, имеют разнообразные жизненные связи, которые складывались на протяжении столетий. Поэтому в государственной политике занятости населения Украины существенное место занимает ее международный аспект и особенно согласованные действия по решению рассматриваемых проблем между странами СНГ и особенно с Россией.

По теме:  Рынок труда

Государственная политика в области занятости населения направлена также на поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, на координацию деятельности государственных органов занятости, профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей в разработке, реализации и контроле над выполнением мер по обеспечению занятости населения, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения. На республиканском и местном уровнях созданы координационные комитеты содействия занятости населения для выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения из представителей, рекомендуемых профсоюзами, ассоциациями предпринимателей, органами службы занятости и общественными ассоциациями. Организацию и порядок работы этих комитетов определяют представленные стороны. Кроме того, местным органам власти дано право выдавать лицензии на деятельность негосударственных организаций по оказанию платных услуг в содействии занятости граждан.

Для реализации политики занятости на Украине создана Республиканская служба занятости. В автономной республике Крым, в городах Киеве, Севастополе, в областях и регионах образованы центры занятости населения.

В составе государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль над исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.

Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве украинских граждан за рубежом, допускается по лицензиям.

В обязанности службы занятости входят:

  • анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда;
  • учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
  • консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;
  • оказание услуг по трудоустройству;
  • регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий;
  • организация разработки программ занятости населения;
  • содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения;
  • организация профессионального обучения и переобучения граждан.
По теме:  Принцип lex voluntatis в международном частном трудовом праве

Службы занятости имеют следующие права:

запрашивать ото всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

  • направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
  • разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
  • направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  • распоряжаться средствами, выделяемыми государством на обеспечение занятости;
  • оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
  • выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.

Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими, районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.

Классическая теория занятости Проблема занятости населения и безработицы могла бы не возникать, если бы совокупный спрос пол­ностью соответствовал совокупному предложению. В таком случае за счет совокупного спроса (доходов населения) полностью реализовывалось бы совокупное предложение (объем произведенной продук­ции). В экономической теории сложилось две концепции (модели) подхода к проблеме — классическая и кейнсианская. В классической экономической теории утверждается, что полная занятость населе­ния является нормой свободной рыночной конкуренции, которая обеспечивается соответствием совокупного спроса совокупному предложению. Единственно, что здесь требуется, — не нарушать эту стабильность. Поскольку нарушение могло произойти только со стороны государства, выдвигалось требование невмешательства го­сударства в экономику. Однако условия экономической жизни породили новую концеп­цию. Она возникла после Великой депрессии, охватившей капиталистическую экономику в результате экономического кризиса 1929—1933 гг. Тог...
Кейнсианская теория занятости Если рассматривать классическую теорию исключительно в зеркале проблем занятости населения, ока­зывалось, что безработица при капитализме практически невозмож­на, между тем жизнь утверждала обратное. Уже во второй половине XIX в., особенно в последней четверти, а потом в первой четверти XIХ в. и особенно в период Великой депрессии 1929- 1933 гг. разви­тие экономики капитализма начало сопровождаться грандиозными потрясениями, периодическими спадами и подъемами. В этих усло­виях основные положения классической школы стали подвергаться небезосновательной критике. Критика отдельных положений клас­сиков происходила до тех пор, пока в середине 30-х гг не была сформулирована новая концепция (модель) занятости населения. Ее родоначальником явился Дж. Кейнс, который в 1936 г. опубликовал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», где были из­ложены основополагающие концепции новой теории занятости. Дж. Кейнс полностью отвергал классическую теорию занятости, утверждая, что капиталистическ...
Политика занятости Сущность задачи достижения полной за­нятости в масштабе страны состоит в обеспечении равенства численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Для решения этой задачи требуется наладить прогнозирование занятости насе­ления. В этих целях используются статистический учет потреб­ности в трудовых резервах, метод «затраты — выпуск» и другие средства регулирования макроэкономики. При этом важно учитывать особенности применения рабочей силы как социального фактора. Они отражаются в современных принципах трудовой занятости: а) запрещение принудительного труда и право каждого граж­данина свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию б) занятость как деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход в) полная занятость, связанная с осуществлением права на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Консти­туцией Российс...
Работа. Зачем мы ее делаем? «Помни,  время  - это деньги. Тот, кто своим трудом зарабатывает  в  день  10 шиллингов  и  уезжает  за границу или просто сидит без дела  полдня,  хоть  и тратит на свои развлечения или лень всего лишь 6 пенсов (полшиллинга), пусть не  считает,  что это его единственные расходы; на самом деле,  он  потратил, точнее,  выбросил на ветер, еще пять шиллингов». Так поучал  своих  читателей Бенжамин Франклин в 1736 г., когда розовые лучи восхода Промышленной революции лишь начинали окрашивать горизонт. Именно под влиянием таких идей Макс Вебер, экономист начала 20 века, пришел к знаменитому выводу, что сердце капитализма это культура труда. Уделяя так много внимания труду, экономика просто полагается на более разумное предположение о том, что люди предпочитают отдых труду, а работают в основном для  того, чтобы получить деньги, на которые они впоследствии купят себе  то, что они хотят, например, еду и жилье или модельную обувь и билеты в кино. Однако  доказательств  существования кул...
Дифференциация вознаграждения за труд Отношения между работодателями и трудящимися по оплате их рабочей силы являются чисто экономическими: они исходят из законов товарного производства и рынка. Все работники предприятия, как правило, ежедневно трудятся в течение одинакового времени, что обусловлено технологией производства. Почему же в таком случае они получают неодина­ковое вознаграждение? Дело в том, что люди обладают разными физическими и умст­венными способностями и затрачивают труд неодинаковой степе­ни сложности. Более квалифицированный работник за одно и то же время создает большую величину стоимости по сравнению с менее квалифицированным. Кроме того, люди трудятся в произ­водственных условиях, подчас наносящих ущерб их здоровью (работа в ночную смену, в тяжелых и вредных для здоровья усло­виях), что требует компенсации (возмещения) повышенных зат­рат рабочей силы. Тарифная система Различные уровни оплаты труда определяются с помощью та­рифной системы — совокупности нормативов (узаконенных пра­вил, норм), к...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика