Главное государственное казначейство в системе субъектов бюджетного права

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 «О государственном казначействе Республики Беларусь» создана казначейская система исполнения бюджета [1]. В соответствии с этим, необходимо было принять систему органов государственного казначейства, которые могли бы осуществлять обработку платежей, вести бухгалтерский учет исполнения бюджета, составлять бюджетную отчетность и осуществлять управление финансовыми средствами бюджета. Была построена организационная структура органов казначейства Республики Беларусь, которая представляет собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства [2].

Основными задачами Главного государственного казначейства являются [3, c. 546–547]:

  1. организация исполнения республиканского бюджета и управление государственными финансовыми ресурсами, находящимися на счетах казначейства;
  2. осуществление учета и проведение по счетам казначейства бюджетно-финансовых операций, обеспечивающих исполнение бюджета, распределение бюджетных потоков;
  3. осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов;
  4. осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска, регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом и государственными целевыми бюджетными и внебюджетными, иными фондами;
  5. составление отчетности об исполнении республиканского бюджета, использовании государственных целевых бюджетных и внебюджетных, иных фондов, аккумулированных на счетах казначейства;
  6. разработка методологических, инструктивных материалов по организации исполнения республиканского бюджета, ведению учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.
По теме:  Методы регулирования платёжного баланса

В соответствии с возложенными задачами Главное государственное казначейство выполняет широкий спектр функций:

  1. организует и обеспечивает исполнение республиканского бюджета, государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов, движение прочих внебюджетных средств, аккумулированных на счетах казначейства;
  2. осуществляет финансирование расходов с учетом приоритетных направлений бюджетно-финансовой политики Республики Беларусь;
  3. вносит предложения по совершенствованию порядка исполнения доходной части республиканского бюджета и финансирования распорядителей бюджетных средств;
  4. организует распределение в установленных размерах регулирующих налогов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска;
  5. организует и осуществляет сбор, обработку, анализ и обобщение отчетной информации об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов областей и г. Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетных и внебюджетных, а также иных фондов;
  6. организует учет и проведение финансовых операций, связанных с государственными финансовыми средствами, управляет денежными ресурсами, находящимися на счетах казначейства;
  7. разрабатывает совместно с Главным управлением бюджетной политики Министерства финансов по согласованию с облисполкомами и Минским горисполкомом порядок исполнения местных бюджетов через территориальные органы государственного казначейства;
  8. осуществляет меры по использованию в развитии казначейской системы методических рекомендаций международных финансовых организаций и опыта различных государств в отношении функционирования системы казначейства.
По теме:  Валютный рынок Беларуси: проблемы и перспективы его регулирования

Казначейская система Республики Беларусь на современном этапе находится на стадии развития. В этой связи в нормативных правовых актах не во всем объеме закреплены положения о Главном государственном казначействе. Тем не менее, анализируя его задачи и функции, можно сделать вывод о том, что Главное государственное казначейство в исполнении бюджета несет основную рабочую нагрузку, взаимодействуя с банковской системой, налоговыми органами, с распорядителями и получателями бюджетных средств.

Авторы: Симончик Д. В., студ. IV к. ГрГУ им. Я. Купалы, науч. рук. ст. преп. Дуля Е. Н.

Литература

  1. О государственном казначействе Республики Беларусь [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16 декабря 1993 г. № 846 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобрен Советом Респ. 28 июня 2008 г. : текст Кодекса по состоянию на 30 дек. 2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2016.
  3. Сорокина, Т. В. Государственный бюджет : учеб. / Т. В. Сорокина. — Минск : БГЭУ, 2012. — 618 с.
По теме:  Использование приемов факторного анализа в аналитических расчетах предприятия
Информационные технологии для повышения эффективности управления бизнес процессами организации По мнению экспертов, регулярно проводить совершенствование бизнеспроцессов в компании необходимо, в виду нескольких причин: показатели большинства бизнес-процессов компании со временем имеют тенденцию снижаться, если их не поддерживать; не нужно забывать о том, что конкуренты предпринимают действия по совершенствованию своей деятельности. Таким образом, не уделяя должного внимания совершенствованию своих бизнес-процессов, у компании есть огромный риск потерять позиции на рынке; ожидания потребителей все время растут, клиенты становятся все требовательнее к качеству продукции, услуг и обслуживанию. Для сохранения лояльности потребителей недостаточно просто удовлетворять их требования, так как конкуренты способны перехватить клиента, снизив цену на товар или услугу . Рассмотрим технологии, с применением которых могут быть созданы эффективные системы управления предприятием. Наименование данных технологий — MRP, MRP II и ERP. Способы или подходы MRP, MRP II и ERP — это форма...
Проблемы финансирования государственного долга Республики Беларусь Поддержание стабильности в валютно-финансовой сфере экономики, сохранение золотовалютных резервов на безопасном уровне обеспечивается в значительной мере за счет зарубежных заимствований, которые приводят к увеличению государственного долга. Госдолг выполняет положительные функции, если полученные средства используются для развития экономики и содействует экономическому росту. Однако чрезмерное заимствование, влекущее сложности с погашением и неэффективным использованием заемных средств, негативно влияют на состояние экономики государства. Поэтому управление государственным долгом является особенно важным и актуальным . На 1 января 2016 года совокупный внешний долг Беларуси достиг 38,275 млрд долларов США. На одного жителя страны составляет 4030 долларов. За последние 15 лет внешний долг страны увеличился в 17,7 раз. Бурный рост внешних заимствований в этот период происходил на фоне увеличения цен на российские энергоносители, масштабного кредитования предприятий реального сектор...
Инновационные технологии привлечения и удержания клиентов Развитие товарных и финансовых рынков по всему миру послужило мощным толчком к интенсивному нарастанию процессов информатизации во всех сферах жизни общества. Наибольший рост объема информации наблюдается в торговле. Качественно новое обслуживание информационных процессов человеческой деятельности связано с использованием современной персональной электронно-вычислительной техники, систем телекоммуникаций, созданием сетей ЭВМ. Актуальность вопросов информатизации торговой деятельности вполне очевидна. Потребность в разработке и применении эффективных и адекватных реальной действительности компьютерных программ и технологий сегодня возрастает. Люди дорожат своим временем, силами и денежными средствами. С целью достижения наилучших результатов в торговых предприятиях должно уделяться большое внимание привлечению и удержанию клиентов. Следует отметить, что: привлечение нового клиента стоит в 5 раз дороже, чем удержание существующего (Lee Resources 2010); в мировом масштабе ср...
Современные автоматизированные банковские системы В условиях стремительного роста потенциала современных информационных технологий и усиливающейся конкуренции между банками успех банковской деятельности зависит не только от профессионализма сотрудников, но и от новых информационных компьютерных технологий, внедряемых в банковскую сферу деятельности. Причем компьютеризация банковской деятельности направлена не только на извлечение прибыли, а на удешевление и ускорения рутинной работы. Крупные коммерческие банки Республики Беларусь в основном выбирают российские и западные разработки. Одна из них RS-Bank V.6, которая состоит из следующих модулей: RS-Banking V.6 (расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, электронных межбанковских расчетов и ведение сопутствующего бухгалтерского учета); RS-Loans V.6 (кредитование физических и юридических лиц); RS-Retail V.6 (автоматизация розничных банковских услуг и работы с физическими лицами); RS-Securities V.6 (работа с ценными бумагами и финансовыми инструментами); RS-Dealin...
Особенности расчетов по инкассо Инкассо является традиционной формой расчетов, одинаково узко применяемой как во внутренней, так и в международной торговле Республики Беларусь. В национальной белорусской платежной системе инкассо (дебетовый перевод) используется при осуществлении таких форм безналичных расчетов, как расчеты платежными требованиями, инкассовыми распоряжениями. Особенности обращения документов и отдельных видов инкассо определяются нормативными правовыми актами Национального банка (статья 267 Банковского кодекса Республики Беларусь) . В 2015 году в адрес резидентов Республики Беларусь посредством документарного инкассо поступило около 1,1 млн долларов США (15 инкассо). Резиденты Республики Беларусь рассчитались со своими контрагентами-нерезидентами посредством инкассо на сумму 1,2 млн долларов США (12 инкассо), на сумму 0,1 млн евро (4 инкассо). Основными странами-контрагентами при расчетах посредством инкассо являются Южная Корея, Индия, Пакистан, Сингапур, Китай, Турция, Египет, а также Италия,...
✪Конспект экономиста Твоя⚡Экономика