Инновационная деятельность в банковском секторе Республики Беларусь

Инновационная деятельность коммерческих банков является самым действенным стимулом, обеспечивающим высокий уровень качества активов, доходности банковских продуктов, их конкурентоспособность. Природа инновационной деятельности раскрывает сущность финансовых инструментов в управлении банками. Применительно к банковскому сектору существует несколько определений инновации:

  • результат деятельности банка, направленный на получение дополнительных доходов и конкурентных преимуществ в процессе создания, формирования, размещения ресурсов при помощи нововведений, позволяющих клиентам банка получать прибыль [1, c. 24].
  • создание более качественного банковского продукта, либо нового продукта, удовлетворяющего неохваченные ранее потребности его потенциального покупателя, использование более совершенной технологии создания того же банковского продукта [2].

По нашему мнению, при таких подходах спектр банковских инноваций необоснованно расширяется. Для привлечения клиентов банки видоизменяют набор предлагаемых срочных вкладов. Появляются отдельные «изюминки» в традиционных вкладах банков, – броские названия, дополнительные возможности. Такие видоизменения банковских продуктов не являются инновациями, хотя с их помощью можно добиться роста клиентской базы, увеличения доли на рынке. Так, анализируя различные точки зрения понятия «инновации» применительно к банковской сфере определим их как: «доведенные до клиентов и принятые ими новые или кардинально видоизмененные услуги, продукты, внедренные в банковский процесс современные технологии, в том числе и инфокоммуникационные, позволяющие получить экономический или социальный эффект».

Согласно определению, к банковским инновациям отнесем появление новой банковской услуги; кардинальная модернизация имеющегося банковского продукта, используя который клиент получит более привлекательную банковскую услугу; использование новых приемов, инфокоммуникационных технологий при совершении банковских операций.

В соответствии со Стратегией развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 гг. основными направлениями инновационной банковской деятельности являются развитие форм дистанционного банковского обслуживания (ДБО): интернет-банкинга, мобильного банкинга, а так-же применение облачных структур хранения данных в банке [3].

В последние годы среди новейших технологий в банковской сфере выделяют:

  • API (Application programming interface) — интерфейс прикладного программирования, набор классов, процедур, функций, структур и констант, предоставляемых разработчиками для использования во внешних программных продуктах. С его помощью создают и настраивают на сайте или в программе собственную систему авторизации пользователей с использованием одноразовых паролей, которые передаются SMS-сообщениями.
  • NFC (Near fi eld communication) — технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия, обеспечивающая обмен данными между устройствами. Лидерами мобильных платежей являются Apple, Google, Samsung с системами Apple Pay, Android Pay, Samsung Pay. Система Samsung Pay использует технологию, позволяющую мобильному устройству имитировать обычную карточку. В новые версии операционной системы Android встроен API электронного кошелька, который создает приложения, предоставляющие пользователю возможность совершать мобильные платежи в сети Интернет.
  • HCE (Host-based Card Emulation) — технология эмуляции карточек с микропроцессором на мобильном устройстве, которая с технологией NFC позволяет осуществлять мобильные бесконтактные платежи без физического использования карточки.
  • провайдер Р2Р — организация, которая в режиме реального времени в сети Интернет посредством разнообразных платформ кредитования и инструментов проверки кредитоспособности предоставляет услуги оформления кредитов и депозитов без привлечения традиционного финансового посредника (банка или НКФО).

Появление в финансовой сфере новых сервисов во многом изменяет парадигму развития банковской системы. Банкам сейчас необходимо учитывать современные тенденции, искать инновационные подходы, интегрироваться с другими продуктами и сервисами, в том числе небанковскими. Развитие технологий обеспечивает возможность получения клиентами круглосуточного доступа к большому объему разнообразной информации.

Авторы: Асипенко Н. С., Самусева Ю. А., студ. II к. БГЭУ, науч. рук. Акинфина М. А., канд. физ.-мат. наук, доц.

Литература

  1. Замышляева, К. В. Повышение конкурентоспособности банковской сферы Российской Федерации на основе технологических инноваций: автореф. канд. экон. наук: 08.01.10 / К. В. Замышляева; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2009. — 24 с.
  2. Викулов, В. С. Типология банковских инноваций / В. С. Викулов // Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]. — 2004. — № 6. — Режим доступа : http://www.fi nman.ru/artickles/2004/6/3418.html. — Дата доступа : 18.04.2016.
  3. Об одобрении Стратегии развития цифрового банкинга в Республике Беларусь на 2016–2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 19 июня 2007 г., № 285 // Сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2015. — Режим доступа : http://www.nbrb.by/Legislation/documents/DigitalBankingStrategy2016.pdf. — Дата доступа : 18.04.2016.