Конспект экономиста:)

Меню

Сравнительный анализ особых экономических зон Китая и Беларуси

нет комментариев

Особые (свободные) экономические зоны (далее ОЭЗ) стали объективной реальностью во многих странах мира. Они играют важную роль в реализации принципов открытости экономики, стимулировании торговли, внешних и внутренних инвестиций.

Особая экономическая зона — территория с особым юридическим и экономическим статусом, на которой резидентам предоставляется ряд таможенных, административных, налоговых, финансовых льгот.

В настоящее время в мире существует более 2 000 ОЭЗ из более чем 120 стран мира. Общий объем экспорта всех ОЭЗ составляет порядка 850 млрд долларов США, в них занято 68 млн человек. 30 % мирового товарооборота приходится на ОЭЗ. В развивающихся странах через ОЭЗ в экономику поступает от 30 до 80 % всех иностранных инвестиций [1].

Наибольшее количество ОЭЗ создано в Азии — 280, лишь в Китае функционирует 190 ОЭЗ. ОЭЗ стали создаваться в Китае в 1970-е гг. в восточной части страны в регионах с неразвитой инфраструктурой, так, Шеньчжэнь был рыбацкой деревней, Хайнань — островом с неразвитой инфраструктурой. В настоящее время через ОЭЗ Китая проходит половина внешнего товарооборота страны.

Такой успех был достигнут благодаря тому, что Китай вкладывал 50–80 млн долларов США в обустройство 1 км2 ОЭЗ (в среднем в мире — 45 млн долларов США).

На 6 крупнейших ОЭЗ Китая, занимающих лишь 0,62 % территории страны, приходится 6 % ВВП, 20 % экспорта и импорта, 30 % привлеченных инвестиций [2, c. 66].

К успешным примерам ОЭЗ Китая относится Шанхай, где резидентам предоставлены налоговые льготы (подоходный налог снижен до 15 %, 2 года не выплачивается корпоративный налог, последующие 3 года его ставка снижена вдвое). Но основной упор делается на снятие ограничений доступа иностранного капитала на рынок (даже в сферах традиционно государственного влияния, например, медицинские учреждения со 100 %-м иностранным капиталом), на развитие финансовой деятельности, страхования, логистики, транспорта, телекоммуникаций (разрешено создавать банки со 100 %-м иностранным капиталом и др.) [3, c. 66].

Что касается Республики Беларусь, в стране действуют 6 ОЭЗ: «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродноинвест», «Минск», «Могилев». Они стали создаваться с 1996 г., а в настоящее время в ОЭЗ осуществляют деятельность 437 резидентов. Упор в зонах делается прежде всего на предоставление налоговых льгот: налоговые каникулы в течение 5 лет, а после этого срока корпоративный налог выплачивается по ставке 9 %, в течение 5 лет не выплачивается земельный налог, также не выплачивается налог на недвижимость, отсутствует требование обязательной продажи валютной выручки и прочее.

ОЭЗ занимают 0,12 % территории республики, на них приходится 12,7 % экспорта страны и 8,5 % привлеченных инвестиций в основной капитал. Однако 40 % предприятий-резидентов ОЭЗ Беларуси являются убыточными.

Их экспорт незначительно превышает импорт, при этом велика доля импортной составляющей в экспорте. В особых экономических зонах сальдо внешней торговли товарами положительное, а услугами — отрицательное, что противоположно ситуации в стране [4].

Сравнивая ОЭЗ Китая и Республики Беларусь, необходимо отметить, что если в Китае ОЭЗ создавались в неразвитых регионах, то в Беларуси — в областных центрах, для Беларуси были характерны недостаточные вложения в развитие инфраструктуры ОЭЗ, также все зоны в Республике Беларусь являются комплексными, без определенной специализации, причем 85 % резидентов ОЭЗ заняты в промышленности. Если в ОЭЗ Китая упор делается на развитие финансового сектора, то в Беларуси льготный режим не распространяется на банковскую, страховую деятельность, операции с ценными бумагами. В Китае наблюдается более тесная связь резидентов ОЭЗ с научными центрами и учебными учреждениями.

Таким образом, можно выделить следующие направления совершенствования белорусских ОЭЗ: усиление взаимосвязи ОЭЗ с научными учреждениями, специализация деятельности ОЭЗ, развитие сферы услуг, распространение льгот ОЭЗ на финансовый сектор, помимо промышленной, развитие также жилищной, рекреационной инфраструктуры.

Авторы: Андралойть А. Ю., студ. IV к. БГЭУ, науч. рук. Шкутько О. Н., канд. эк. наук, доц.

Литература

  1. Free Trade Zones: Learning from Global Experiences // FTZ Seminar [Electronic resource]. — Shanghai, 2014. — Mode of access : http://www.jointokyo.org/fi les/cms/news/pdf/Mr._Rasagam_WB.pdf. — Date of access : 20.02.2016.
  2. Чао, В. Особенности экономического роста СЭЗ Китая / В. Чао // Экономика и управление. — 2013. — № 2. — С. 65–68.
  3. Чао, В. Свободные экономические зоны Китая / В. Чао // Валютное регулирование и ВЭД. — 2014. — № 12. — С. 51–57.
  4. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 2016. — Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/cvobodnyeekonomicheskie-zony/godovye-dannye_9/osnovnye-pokazateli-deyatelnostirezidentov-svobodnyh-ekonomicheskih-zon-respubliki-belarus-v-2014-godu/. — Дата доступа : 25.02.2016.
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)