Конспект экономиста:)

Дискуссии о рекламе. Критика и защита

Что такое реклама — пустая растрата ресурсов или она выполняет важную ответственную функцию? Оценка общественной ценности рекламы порождает жаркие споры. Давайте рассмотрим позиции критиков и адептов рекламы.

Критика рекламы

Критики рекламы утверждают, что основная ее цель — манипулирование вкусами людей. Большая часть рекламы носит скорее психологический, нежели информационный характер. Рассмотрим, к примеру, типичную телевизионную рекламу какой-нибудь марки слабоалкогольного напитка. В ней, скорее всего, не содержится сведений ни о цене напитка, ни о его качестве. Рекламный ролик демонстрирует нам группу счастливых молодых людей на пикнике с банкой этого напитка в руках. Цель рекламы состоит в передаче подсознательного обращения к зрителю: «Вы можете иметь много друзей и быть такими же счастливыми, если вы будете покупать наш напиток!».

Критики утверждают, что такая реклама направлена на инициацию желания, которого иначе просто не существовало бы.

По теме:  Креативная #reklama №1k231 - Кулинарный фестиваль Paladar: Великое сражение поваров

Критики также утверждают, что реклама сдерживает конкуренцию. Создатели рекламы пытаются убедить потребителей в том, что предлагаемые им товары в гораздо большей степени отличаются друг от друга, чем на самом деле. Обостряя восприятие отличительных характеристик продукции и способствуя форми­рованию приверженности определенной марке товаров, реклама делает потребите­лей невосприимчивыми к разнице в ценах аналогичных продуктов, и при менее эластичной кривой спроса каждая фирма получает большую надбавку над предельными издержками.

Защита рекламы

Адепты рекламы указывают, что основная цель рекламы — обеспечение потребителей информацией о товаре. Реклама сообщает о ценах на товары, о появлении новой продукции и о расположении торговых точек. Эта информация позволяет потребителям осознанно выбрать необходимый им товар. Таким образом, эффективность рыночного распределения ресурсов повышается.

По теме:  Креативная #reklama №1k112 - Презервативы: Сейчас только веселье, дети потом

Защитники рекламы утверждают, что она способствует повышению интенсив­ности конкуренции. Так как реклама информирует потребителей о всех функцио­нирующих на рынке фирмах, покупатели получают возможность извлечь выгоду из разницы в ценах. Таким образом, власть фирм над рынком уменьшается. Кроме того, реклама облегчает новым фирмам вход на рынок, так как она привлекает к ним потребителей, неудовлетворенных существующей продукцией.

С течением времени политики пришли к выводу, что реклама действительно способствует повышению уровня конкуренции. Возьмем, к примеру, государственное регулирование деятельности представителей таких профессиональных групп, как адвокаты, врачи и фармацевты. В прошлом их профессиональные организации приложили немало усилий, для того чтобы убедить правительства штатов наложить запрет на рекламу в этих областях на том основании, что она якобы противоречит профессиональной этике. В последние годы, однако, сложилось мнение, что основной эффект запрета рекламы — ограничение конкуренции; многие законы, запрещавшие информирование потребителей о профессиональных услугах, были отменены.

По теме:  Креативная #reklama №802